Использование автомобиля в личных целях

222

Вопрос

Компания имеет в собственности 3 автомобиля, которыми пользуются директора подразделений компании. Вопрос: какие документы необходимо оформить для того, чтобы они могли пользоваться автомобилем без каких-либо нарушений?

Ответ

Путевой лист можно не оформлять в случае, если работник ездит только один и без груза. Необходимо оформить доверенность и приказ, однако предоставлять эти документы сотрудникам ГИБДД не нужно. Стоит отметить, что для признания расходов по ГСМ необходимо оформление путевого листа в любом случае.

В соответствии с п.2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки путевой лист только в установленных случаях.

Согласно ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Устава путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Соответственно, если нет перевозок пассажиров, багажа и грузов, то нет необходимости в заполнении путевого листа.

В соответствии со ст. 2 Устава:

багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Соответственно, если работник ездит только один и без груза, то не запрещается осуществление перевозок без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Выводы судебной практики также свидетельствуют о том, что если организация не осуществляет перевозки автомобильным транспортом и в ее штате отсутствуют водители, она вправе не проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры лиц, привлекаемых к управлению транспортными средствами, а также предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Следовательно, сотруднику ГИБДД предоставлять эти документы не нужно.

Однако для признания расходов по ГСМ необходимо оформление путевого листа в любом случае.

Если же автомобиль будет использоваться как в личных, так и в служебных целях, то необходимо оформить приказ об использовании автомобиля в личных целях и путевой лист. При чем, путевые листы оформляются отдельно на поездки в рамках служебной деятельности и поездки, при которых служебный транспорт используется в личных целях. То есть оформляются разные путевые листы, один - на поездки в служебных целях, другой - для личных целей, в котором отражаются основные показатели, такие, как пробег, время использования автомобиля.

Путевой лист служебного автомобиля служит основным первичным документом для списания ГСМ на расходы, связанные с управлением организацией (п. 1 ст. 252 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406).

Сумма затрат, понесенных обществом при использовании работником служебного транспорта в личных целях, не будет учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организации. Таким образом, необходимо вести раздельный учет по затратам, связанным с использованием автомобиля в служебных целях и личных.

Также в рассматриваемой ситуации у сотрудника возникают налоговые последствия в виде получения дохода в натуральной форме (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист*, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;»

2.Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

«Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.»*

3.Постановление ФАС СЗО от 25.11.2013 № А56-78601/2012

«Суды также пришли к выводу о том, что пункт 3 спорного предписания, возлагающий на Общество обязанность организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО «МВ Евродиск», является правомерным, поскольку указанная в нем обязанность прямо предусмотрена пунктом 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ.

Кассационная инстанция не принимает данный довод жалобы в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно пункту 3 спорного предписания административный орган предписал Обществу организовать проведение медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими ООО «МВ Евродис», на основании пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Таким образом, из положений пункта 1 статьи 20 и пункта 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей.

В данном случае из материалов дела не следует, что в штате ООО «МВ Евродиск» имеются водители.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительным пункта 3 оспариваемого предписания*.

Кроме того, суды, ссылаясь на пункты 1 и 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, исходили из того, что пунктом 9 оспариваемого предписания в той части, в которой оно не признано недействительным судом первой инстанции, на Общество правомерно возложена обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Кассационная инстанция считает ошибочными указанные выводы судов в силу следующего.

В пункте 9 оспариваемого предписания ОГИБДД, ссылаясь на пункт 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, поручило Обществу организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В данном случае административный орган предписал Обществу выполнить предусмотренную пунктом 4 статьи 20 Закона № 196-ФЗ обязанность по организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Между тем данная обязанность возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом. Из материалов дела не следует, что Общество осуществляет деятельность по перевозке автомобильным транспортом*.

В связи с указанными обстоятельствами суды неправомерно отказали в признании недействительными пункта 9 (в части проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств) предписания ОГИБДД от 17.12.2012 № 24.»

4.Постановление АС УО от 30.12.2014 № А34-1766/2014

«Исследовав и оценив в порядке ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что перевозку пассажиров автомобильным транспортом, подлежащую лицензированию, общество не осуществляет, водителей в штате не имеет, факт оказания услуг либо выполнения какими-либо конкретными лицами трудовой функции водителя, равно как и факт использования каких-либо конкретных транспортных средств для перевозки в ходе проверки не установлен и материалами дела не подтвержден, суды пришли к правомерному выводу, что требования ч. 2 ст. 20 Закона № 196-ФЗ, в том числе, обязанность организовать обучение должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и проверки технического состояния транспортных средств при выходе на линию с последующей аттестацией, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств на ООО «Оками Курган» не распространяются, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для выдачи обществу оспариваемых предписаний.»

5.Постановление 19 ААС от 22.01.2015 № А35-7124/2014

«Таким образом, из системного анализа приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что медицинские осмотры проводятся в отношении водителей, кроме того, законодатель связал обязательный факт проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя с осуществлением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.

Из пункта 3 оспариваемого предписания следует, что административный орган обязал Общество привести в соответствие проведение медицинских осмотров водителей с порядком определяемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

Однако судом установлено, что в штатном расписании заявителя отсутствует должность «водитель».

Материалами дела подтверждено, что ЗАО «Курская Сотовая Связь» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов.

Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с судом области, что наличие зарегистрированных за ЗАО «Курская Сотовая Связь» автотранспортных средств не служит безусловным основанием для проведения медицинских осмотров водителей, так как такая обязанность возникает только в случае оказания юридическим лицом услуг автомобильным транспортом.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.