Национальная платежная система

66

Вопрос

В целях выполнения статьи 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" наше предприятие обратилось в Сбербанк г. Гулькевичи с просьбой установить терминал для оплаты товара (железобетон) покупателями с использованием платежных карт. С банком заключен договор на установку терминала. Три месяца терминал простоял, никто из клиентов наших не воспользовался правом оплаты за товар картами. В результате банк требует в устной форме вернуть им терминал, или предлагает перевести наше предприятие на абонентскую плату за терминал. Переходить на абонплату нам не выгодно. Что делать в этой ситуации, чтобы и ст. 16.1 закона о потребителях исполнить, и не платить штраф за неустановку терминала? Полагаю, изначально надо затребовать с банка в письменной форме их требования. Может быть это послужит основанием для невозможности исполнения ст 16.1 вышеуказанного ФЗ и не нести ответственность? Что делать дальше?

Ответ

Основанием для невозможности исполнения ст.16.1 Закона о защите прав потребителя является то, что в России нет национальной платежной системы в принципе. Есть только некая концепция, стратегия развития ЦБ РФ и упоминания о том, что банковская карта НСПК получит название «Мир».

Обязанность же оснащать магазин оборудованием, позволяющим принимать оплату посредством банковских карт международных платежных систем (Visa, MasterCard и др.), у организации отсутствует.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Информация Роспотребнадзора от 01.01.2015 «О защите прав потребителей при расчетах с использованием национальных платежных инструментов»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что 1 января 2015 г. вступает в силу часть 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая меры административной ответственности за «неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)» в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Ранее соответствующие требования были установлены новой статьей 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), в соответствии с которой продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий.

Роспотребнадзор обращает внимание, что содержание терминов «национальные платежные инструменты» и «национальная система платежных карт», используемых в статье 16.1 Закона о защите прав потребителей, раскрывается в положениях Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон о НПС).

Так, в части 2 статьи 30.1 Закона о НПС национальные платежные инструменты – платежные карты и иные электронные средства платежа, предоставляемые клиентам участниками национальной системы платежных карт (далее – НСПК) по установленным правилам. Согласно части 1 статьи 30.1 Закона о НПС национальная система платежных карт (НСПК) – это платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с главой 4.1 Закона о НПС под общим административным контролем Центрального банка Российской Федерации (см. подробнее на сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/PSystem/).

На основании изложенного Роспотребнадзор информирует всех заинтересованных лиц о своем намерении формировать правоприменительную практику по вопросам оплаты потребителями товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также использования банковских карт международных платежных систем (VISA, MasterCard и т.д.) в таких расчетах, с учетом официальной правовой позиции, выраженной в соответствующих нормативных актах Банка России, связанных с функционированием НСПК.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль