Размещение рекламы

69

Вопрос

Что должно быть учтено в договоре на аренду части стены здания для размещения рекламного постера? Надо ли получать разрешение у органов власти для размещения рекламы, если здание - это наша собственность, и земля под зданием - наша собственность?

Ответ

Этот договор не должен являться договором аренды, собственник здания или владелец рекламной конструкции должен получить разрешение в органе местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 рассмотрена ситуация заключения договора между собственником здания и владельцем рекламной конструкции, в соответствии с которым владельцу рекламной конструкции предоставлялось право использовать крышу здания для размещения рекламы. Судом был сделан вывод о том, что заключенный договор является непоименованным и не противоречит Гражданскому кодексу РФ, то есть не является договором аренды, поскольку отдельные конструктивные элементы не могут выступать объектом договора аренды.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 19 Закона с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции могут обратиться собственник, арендатор, доверительный управляющий, субъект права хозяйственного ведения, оперативного управления, а также владелец рекламной конструкции.

В соответствии со ст. 38 Закона, ответственность за нарушение требований, установленных Законом о рекламе несет рекламораспространитель и рекламодатель.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Как оспорить штраф за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции со ссылкой на то, что нарушения не было

«Рекламную конструкцию можно установить и использовать только в том случае, если получено разрешение на ее установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; далее – Закон о рекламе). Если она будет установлена и (или) будет использоваться без такого разрешения или с нарушением требований технического регламента, то ее владелец понесет административную ответственность, которая установлена в статье 14.37 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по данной статье рассматривают судьи арбитражных судов (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).*

Решение по делу о привлечении к административной ответственности обжалуется в порядке, который установлен в части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В некоторых случаях административной ответственности за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции можно избежать, доказав, что нарушения вообще не было (отсутствует объективная сторона). Это возможно в следующих случаях:

Если нарушение все же имело место, иногда административной ответственности удается избежать по процессуальным основаниям. О том, как сослаться на процессуальные нарушения, допущенные проверяющими, см. отдельную рекомендацию.

О том, какие меры ответственности грозят за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции, см. справку.

Рекламная информация, размещенная на основании разрешения, срок действия которого истек, не может считаться самовольной

Если на момент установки разрешение было получено, но впоследствии аннулировано, признано недействительным или срок его действия истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной. Такая позиция сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2010 г. № 8263/10.

Таким образом, если суд установит, что рекламная информация была размещена на установленной ранее рекламной конструкции на основании разрешения, срок действия которого истек, то откажется привлекать лицо к ответственности. Дело в том, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ, составляют действия именно по установке рекламной конструкции без разрешения, а не размещение информации на уже установленной ранее рекламной конструкции.

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку посчитал, что действие общества не образовало объективной стороны вмененного правонарушения

Кто, в какой срок и в каком порядке должен демонтировать рекламную конструкцию

Лицо, привлеченное к ответственности, не является надлежащим субъектом

Суд откажется привлекать лицо к ответственности, если установит отсутствие субъекта правонарушения – то есть если на момент составления акта (о проверке) или протокола лицо не являлось владельцем рекламной конструкции.

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за нарушение требований к установке рекламной конструкции, поскольку установил, что до момента введения в действие данной ответственности, а также на момент составления акта выявленных недостатков и протокола об административном правонарушении общество уже не являлось владельцем спорной конструкции

Лицо обращалось за получением разрешения, но не получило его по вине уполномоченного органа

Если суд установит, что лицо уплачивает платежи за размещение рекламной конструкции и приняло все зависящие от него меры по получению разрешения, однако уполномоченный орган так и не принял решения о его выдаче, суд откажется привлекать такое лицо к административной ответственности.

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку установил, что общество приняло все зависящие от него меры по своевременному получению разрешения

Совет

Если срок разрешения на размещение рекламной конструкции близок к истечению, то стоит предпринять действия, направленные на его продление, чтобы избежать возможной административной ответственности за размещение рекламной конструкции без разрешения:

  • заблаговременно направить соответствующее заявление в орган, уполномоченный выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе);
  • осуществлять платежи по соглашению (если такое было) за размещение рекламной конструкции по разрешению, срок которого истекает, до момента получения нового разрешения.

Рекламная конструкция не имеет стабильного территориального размещения

Необходимым признаком рекламной конструкции, на которую распространяются требования статьи 19 Закона о рекламе в части получения разрешения на ее установку, является стабильное (стационарное) территориальное размещение. Поэтому если рекламная конструкция не размещается стационарно, а, скажем, убирается на ночь (например, надувая фигура), то разрешение на ее размещение не требуется.

Пример из практики: отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку у нее не было стабильного территориального размещения

Конструкция не является рекламной

Размещение уличной вывески с указанием наименования, например, крупного магазина или иного крупного учреждения (компании) может быть воспринято административным органом как реклама. Однако если размещенная информация не будет соответствовать определению рекламы, то суд откажется привлекать лицо к административной ответственности.

Рекламой не является следующая информация.

1. Вывеска или указатель (подсказывающий, как пройти к помещению) организации

Пример из практики: суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за незаконное размещение рекламной конструкции, поскольку посчитал, что размещенная информация не являлась рекламой

2. Наклейка

Наклейка (бумажная или пластиковая основа, обратная сторона которой имеет клеящуюся поверхность) не является рекламной конструкцией, поэтому ее использование без разрешения не образует состав правонарушения по статье 14.37 КоАП РФ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2012 г. по делу № А35-14645/2011).»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль