Обжалование постановления по КоАП РФ

155

Вопрос

Государственной инспекцией труда на основании Федеральной службы по труду и занятости № 744-ПР от 23.10.2014г., п. 2 ч. 1 Протокола совещания у заместителей Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец № ОГ-П12-275пр от 09.10.14г., приказов Роструда от 09.10.2014г. № 2-312-14-ЗП, Руководителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области Карева А. В. от 31.10.14г. № 30 в ООО проведена внеплановая проверка по вопросам легализации трудовых отношений и оплаты труда работников.

По результатам проверки на ООО наложен штраф в размере 30 000 руб. При этом, акт проверки, датированный 26.05.15г., предписание, датированное 26.05.15г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, датированное 27..05.15г., протокол об административном правонарушении датированный 26.05.15г. вручены представителю ООО 27.05.15г. То есть времени на подготовку и принесение возражений не было.

Являются ли указанные выше документы основанием для внеплановой проверки? Есть ли перспектива обжалования постановления по формальным основаниям?

Ответ

Согласно пп. в п.10 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012; 875 основанием для проведения внеплановой проверки может являться наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Правительства РФ.

Согласно Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец № ОГ-П12-275пр Минтруду было поручено проведение внеплановых проверок в хозяйствующих субъектах, в которых ранее были выявлены нарушения, связанные с оформлением трудовых отношений с работниками или с оплатой труда, а также в организациях, осуществляющих выплату заработной платы ниже или равную минимальному размеру оплаты труда.

Таким образом, круг проверяемых субъектов ограничен по данным проверкам, и, если в ООО не было ранее выявлено указанных нарушений, можно предположить, что основания для ее проведения отсутствуют.

Составление протокола непосредственно после проведения проверки и составления акта проверки не является нарушением закона (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).

Для определения возможности оспаривания постановления в связи с существенными нарушениями процессуальных требований при привлечении к административной ответственности необходимо анализировать соблюдение административным органом прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе в части осуществления защиты своих интересов.

Так, из вопроса не ясно, было ли ООО извещено о времени и месте составления протокола, разъяснялись ли права при составлении протокола, была ли предоставлена возможность ознакомления с протоколом и представления возражений на него, имелась ли у ООО возможность представить возражения при рассмотрении административного дела (не указана дата рассмотрения дела), принимало ли ООО участие в рассмотрении административного дела и т.п.

Существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, если привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, в том числе прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника, является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

«10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации* либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.»

2. Постановление ФАС ЗСО от 26.11.2010 № А81-6264/2009

«В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Указанные нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, в том числе прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при составлении протокола осмотра законный представитель Общества не участвовал. В протоколе осмотра имеется указание на приглашение представителя Общества для составления протокола по делу об административном правонарушении на 23.09.2009 к 10 час. 00 мин. и приглашение на рассмотрение материалов этого дела на 01.10.2009 в 10 час. 00 мин. Данный протокол осмотра был передан продавцу Общества Бужацкой Г.В., которая не является его законным представителем, поскольку не имеет надлежаще оформленных полномочий.

При этом в протоколе отсутствуют отметки и подпись законного представителя Общества о его получении. В протоколе осмотра дата явки для составления протокола об административном правонарушении указана - 23.09.2009, в то время как протокол составлен 29.09.2009. Уведомления на 29.09.2009 в материалах дела нет.

Арбитражный апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что рассмотрение материалов дела и вынесение постановления по делу об административном правонарушении также осуществлено с нарушением действующего законодательства, поскольку в день проведения проверки продавцу Общества было вручено уведомление, которым заявитель приглашался на составление протокола и на рассмотрение материалов проверки, то есть до составления протокола и сбора всех необходимых доказательств было определено, что дело является подготовленным к рассмотрению.

Указанный порядок действий Инспекции не соответствует установленной статьями 28.8, 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедуре производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о нарушении Инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности, что является основанием для признания оспариваемого постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу незаконным.»

3. Постановление ФАС СЗО от 26.12.2012 № А05-10136/2012

«Как обоснованно указал суд, в данном случае заявитель оказался лишенным предоставленных законом гарантий защиты, в том числе, права квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ) и могут рассматриваться как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, следует согласиться с выводом суда о том, что подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.»

4. Постановление 12 ААС от 19.03.2015 № А12-35550/2014

«Допущенные административным органом нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя являются существенными, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1, статьей 24.4 КоАП РФ гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами, квалифицированно возражать, представлять доказательства и давать объяснения, что не позволило впоследствии административному органу объективно, всесторонне и полно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.

Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).

Тем самым заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так как могут и должны рассматриваться как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статьей 170 Кодекса.

С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда Волгоградской области от 22 января 2015 года по делу № А12-35550/2014 и разрешения вопроса по существу.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль