Внесение изменений в Устав

513

Вопрос

Какие сведения необходимо внести в Устав АО (1 акционер, он же директор) для получения лицензии ФСБ (строительные работы на секретных объектах)?

Ответ

Как правило, в устав добавляется положение, что директор несет персональную ответственность за создание условий и организацию, обеспечивающих защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Деятельность, связанная с защитой государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203); Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской
Федерации к государственной тайне
(утверждена постановление Правительства РФ
от 6 февраля 2010 г. № 63
). При этом, порядок лицензирования установлен в Положении о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.

В свою очередь, специальные требования предъявляются к уставу организации-соискателя лицензии ФСБ. Как правило, в устав добавляется положение, что директор несет персональную ответственность за создание условий и организацию, обеспечивающих защиту сведений, составляющих государственную тайну; а также несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ за нарушение законодательства о государственной тайне. Также, возможно предусмотреть, что доступ акционеров общества (или членов совета директоров при его наличии) к сведениям, составляющими государственную тайну, производится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации по защите государственной тайны. Во избежание спорных ситуаций, вопрос соответствия Устава общества необходимым требованиям возможно предварительно уточнит в лицензионном органе ФСБ.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Пошаговая инструкция: как сменить юридический адрес организации;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Как внести изменения в устав АО

«Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, вносят на основании решения совета директоров (п. 5 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.*

166.1803 (11,17)

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО).

Есть единственное исключение: если меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно – такие изменения приобретают силу с того момента, когда АО уведомило о них налоговый орган (п. 2 ст. 14п. 6 ст. 5 Закона об АО, п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесенииизменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставногокапитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации):

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поформе № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложиласьпротиворечивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Дополнительные документы, которые могут потребоваться при регистрации изменений

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы.

В частности, такое может быть при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Еще один случай – изменение юридического адреса АО. Налоговые органы могут отказать в регистрации, если не представить документы, которые подтверждают права компании на помещение по новому адресу.

Закон не обязывает представлять такие документы, не устанавливает их перечень и форму. Однако во избежание отказа в регистрации обычно представляют:

  • заверенную генеральным директором копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенную генеральным директором компании либо собственником помещения копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию компании по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

167.2594 (11,17)

Внимание! У налоговой инспекции может быть письмо от собственника помещения с просьбой не регистрировать организации по адресу его помещения.

В таких случаях инспекция отказывает в регистрации.

Чтобы избежать отказа, имеет смысл заранее согласовать с собственником помещения вопрос регистрации, получить гарантийное письмо и предоставить его в налоговые органы вместе со всеми документами.

131.74258 (11,17)

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы акционерного общества (быть заявителем)

Генеральный директор. Или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени АО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ).

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Таким образом, подписывать заявление должен директор либо иное лицо, указанное в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности от имени компании.



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.