Привлечение к ответственности за нарушение технических регламентов

156

Вопрос

Является ли лечебное учреждение (районная больница) субьектом административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 14.43 и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ при нарушении санитарно-эпидемиологических норм, допущенных на пищеблоке учреждения при хранении продовольственного сырья, используемого для приготовления пищи для больных, находящихся на лечении в учреждении?

Распространяется ли на вышеуказанное лечебное учреждение действие Технического Регламента ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" при данных обстоятельствах?

Ответ

«Да, на лечебное учреждение распространяется действие Технического Регламента ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" при данных обстоятельствах, поэтому оно может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В настоящее время действующим нормативным актом, регулирующим безопасность пищевой продукции является Технический Регламент ТР ТС 021/2011, он применим для всех без исключения организаций, так как направлен на защиту жизни или здоровья граждан. (п.1 ст.46 закона «О техническом регулировании»).

Практика по данной статье, где к ответственности был привлечен неверный субъект административного правонарушения:

1. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. по делу № А36-6478/2013.

2. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 г. по делу № А38-3143/2013.

Привлечение лечебного учреждения по ст.15.12 КоАП РФ спорно, так как Технический Регламент Комисси Таможенного союза от 09.12.2011 № 022/2011 относится к маркировке упакованной пищевой продукции (ст. 4 Регламента), а исходя из Вашего вопроса нарушение состоит в неправильно хранении пищевых продуктов, которые в дальнейшем будут использованы для приготовления пищи.»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ:

«Статья 46. Переходные положения

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

1.1. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.»

2. Рекомендация «Как оспорить штраф за нарушение требований технических регламентов и других обязательных требований к продукции (ст. 14.43 КоАП РФ)»:

«За нарушение требований технических регламентов к продукции и других обязательных требований (санитарных норм и правил, государственных стандартов, строительных норм и правил и т. п.) установлена ответственность по статье 14.43 КоАП РФ. Важно попытаться обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку штраф для организации может составить значительную сумму, например 300 тыс. руб. (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2014 г. по делу № А19-17095/2013).

При определенных обстоятельствах суд может признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности по статье 14.43 КоАП РФ, вынесенное судом первой инстанции или уполномоченным органом. Например, когда:

При этом, даже если само правонарушение действительно было, в ряде случаев привлечение к ответственности можно оспорить по процессуальным основаниям. В частности, если административный орган нарушил правила организации и проведения проверки или правила составления протокола об административном правонарушении или постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Кроме того, суд может признать нарушение малозначительным

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль