Банкротство

114

Вопрос

На основании Постановления Правительства предприятию ГУП СО «СПЭГС» на праве хозяйственного ведения было передано гидротехническое сооружение – Плотина. На сегодняшний день, Плотина находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, возможности проведения ремонтных работ и восстановления технической документации не имеется, в связи с тем, что предприятие находится в стадии банкротства (конкурсное производство), финансово-хозяйственную деятельность не ведет.

ТУ Росимущество, включая СРО оценщиков, по отчету оценщика повторно выносят отрицательные заключения, ссылаясь на отсутствие технической документации в отношении Плотины, которую на сегодняшний день восстановить не представляется возможным, в связи с финансовым положением предприятия – Должника.

Кроме того, конкурсным управляющим в Арбитражный суд было направлено заявление о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность данную Плотину, было вынесено отрицательное решение, далее была направлена апелляция в 17 ААС, все безрезультатно. Суд при вынесении данного решения об отказе основывался на том, что конкурсным управляющим не был соблюден порядок передачи социального-значимого объекта, предусмотренный п. 6 ст. 132 ФЗ № 127, а также несоблюдение требований законодательства по вопросу передачи имущества из федер. собственности в муницип., ФЗ № 122 и ППравительства № 374 от 13.06.2006 г.

После чего, было проведено собрание кредиторов, с целью утверждения начальной цены имущества с учетом рыночной стоимости, согласно отчету об Оценке. Главный кредитор в лице ИФНС проголосовал против установления начальной цены в связи с отсутствием положительного заключения по отчету оценщика.

Возможно ли через суд утвердить начальную цену имущества в соответствии с рыночной, указанной в отчете об оценке, при условии, что данный отчет не утвержден ТУ Росимущество дважды? Возможно ли оспорить решение собрания кредиторов?

Ответ

Вопрос о принадлежности объекта плотины к социально значимым объектам не является безусловным основанием для исключения этого имущества из конкурсной массы, в связи с чем, усматриваются основания для продажи данного имущества в общем порядке. При этом, в связи с возникшими разногласиями в части определения начальной цены имущества, конкурсный управляющий вправе обратится в арбитражный суд в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Передача социально значимых объектов, указанных в п. 5 ст. 132 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Согласно пункту 6 статьи 132 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Учитывая, что определением суда отказано в передачи спорного имущества в муниципальную собственность, возможно рассмотреть вариант продажи имущества в общем порядке. При этом, конкурсный управляющий может воспользоваться правом и обратится в арбитражный суд в порядке статьи 60 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ, связи с возникшими разногласиями в части определения начальной цены имущества (см. Постановление АС ВСО от 10.02.2015 № А78-6417/2010).

Учитывая, что на объект оценки получены отрицательные заключения следует отметить, что величина рыночной стоимости, полученной оценщиком, носит для общего собрания кредиторов рекомендательный характер и решение об установлении начальной продажной цены имущества принимает собрание кредиторов (комитет кредиторов). Согласно действующему законодательству о банкротстве, отчет независимого оценщика по рыночной цене имущества является лишь необходимой предпосылкой к определению собранием кредиторов продажной цены имущества на торгах (см. Постановление АС ПО от 02.09.2014 № А06-5204/2009).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление АС ПО от 02.09.2014 № А06-5204/2009

<…>

«Согласно статье 60 Закона о банкротстве жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке и сроки, установленные пунктом 1 указанной статьи Закона о банкротстве.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействия арбитражного управляющего незаконными. При этом, предусмотренный в указанных

Статьей 139 Закона о банкротстве предусмотрено, что в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.

В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке имущества должника – унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также – отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее –орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности – в Федеральных стандартах оценки «Общие понятия, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» и «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 254, 255 и 256.

В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом.

Заключение государственного финансового контрольного органа –документ, составленный по результатам экспертизы отчета об оценке, содержащий мотивированное мнение о соответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 130 Закона о банкротстве отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчет, с приложением копии отчета об оценке.

В случае отрицательного заключения по отчету рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника.

Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 130 Закона о банкротстве в случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету или отчет об оценке был переработан оценщиком с учетом полученного экспертного заключения, арбитражный управляющий направляет указанное экспертное заключение по отчету об оценке и переработанный отчет об оценке в уполномоченный орган и собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 130 Закона о банкротстве начальная цена продажи имущества должника устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с отчетом об оценке.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Величина рыночной стоимости, полученной оценщиком, носит для общего собрания кредиторов рекомендательный характер и решение об установлении начальной продажной цены имущества принимает собрание кредиторов (комитет кредиторов). Согласно действующему законодательству о банкротстве, отчет независимого оценщика по рыночной цене имущества является лишь необходимой предпосылкой к определению собранием кредиторов продажной цены имущества на торгах*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.