Предоставление информации в банк

222

Вопрос

Банк, в котором у нас открыт расчетный счет, ежегодно требует от нас «обновление сведений, полученных при идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев». Для этого требуется заполнить многолистовые вопросник и анкету FATСA, а также представить среднюю численность штата за последние два года и список участников общества на текущую дату. При этом ссылается на подпункт 3 пункта 1 и пункт 5.4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В организации не было никаких изменений с момента ее создания, поэтому каждый год приходится заполнять одни и те же сведения по формам Банка. В этом году мы направили им письмо, в котором написали, что все сведения, представленные в Банк в прошлом году, верны и актуальны на настоящий момент, а документы, подтверждающие произошедшие изменения, представлены быть не могут в связи с отсутствием изменений за прошедший период. Однако Банк настаивает на заполнении всех своих форм: 1) вопросник (10 страниц); 2) анкета FATCA (12 страниц); 3) сведения о выгодоприобретателе (1 страница); 4) средняя численность штата за последние два года 5) список участников общества на текущую дату. Нами открыт второй расчетный счет в другом банке, и ни разу этот банк не просил обновления сведений.

Вопрос 1. Почему второй банк не требует обновлений, а первый ежегодно требует? Это частная инициатива первого банка или требование законодательства?

Вопрос 2. Если это требование законодательства, то должны ли мы каждый год заполнять перечисленные выше документы, полученные из Банка, и направлять в Банк одни и те же сведения или можно ограничиться письмом, подтверждающим отсутствие изменений?

Вопрос 3. Если достаточно письма об отсутствии изменений, то каким должно быть его содержание для того, чтобы Банк «успокоился»?

Ответ

Действующее законодательство практически не ограничивает права банка и позволяет кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений, который банк может затребовать у клиента. Данный вывод приведен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 №А40-32140/12-58-295. Таким образом, банки вправе запрашивать у Клиентов дополнительные документы, в т.ч. бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС с отметкой налоговых органов о получении. Объем сведений и частота их предоставления могут быть установлены в Правилах внутреннего контроля, которые самостоятельно разрабатываются кредитными организациями.

Положением от 02.03.2012 № 375-П - ЦБ РФ утверждены Требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые разрабатываются кредитными организациями самостоятельно. Данные требования позволяют запрашивать у клиентов банка дополнительные документы.

Кроме того, Ассоциацией Российских Банков, на основании Положения от 02.03.2012 № 375-П, утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В п.5.9.4 данных правил установлено, что в целях углубленной проверки на предмет возможной связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, уполномоченный сотрудник может запросить у Клиента следующие дополнительные документы, позволяющие оценить адекватность декларируемых масштабов и результатов хозяйственной деятельности объемам операций, проводимых клиентами через счета, открытые в Банке (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС с отметкой налоговых органов о получении, штатные расписания и т.д.).

При этом, как отметил ВАС РФ в Постановлении от 09.07.2013 №А40-32140/12-58-295 обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации пунктом 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов, согласно которому кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

Прецедент месяца. Банк вправе отказаться исполнять платежное поручение, если заподозрит клиента в легализации

<…>

«ПОЗИЦИЯ ВАС РФ: БАНК МОЖЕТ ЗАПРАШИВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЕСЛИ ПОДОЗРЕВАЕТ КЛИЕНТА В ЛЕГАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ*

Президиум ВАС РФ отменил акты нижестоящих судов и отказал обществу в удовлетворении иска. В определении о передаче дела в Президиум тройка судей указала, что к требованиям банковского законодательства относятся и требования Закона № 115-ФЗ. Поэтому банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать клиента, документально фиксировать информацию об отдельных видах совершаемых банковских операций. В обязанность банка по идентификации клиента входит установление места его регистрации (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются их запутанный или необычный характер, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации. В данном случае вся совокупность операций на счете клиента являлась достаточной, чтобы банк запросил у клиента дополнительные документы. Поэтому действия банка согласуются с целями противодействия легализации денежных средств и не выходят за пределы полномочий. Отказ клиента предоставить запрашиваемые документы являлся достаточным основанием для отказа банка в выполнении распоряжения клиента (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Банк может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента (ст. 866 ГК РФ). Но только в том случае, когда такое неисполнение носит неправомерный характер».

25.06.2015

 



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.