Ответственность за рекламу электронных сигарет

310

Вопрос

Существует ли риск того, что реклама, открытая выкладка, иное продвижение электронных сигарет будет расценено как нарушение ФЗ №15-ФЗ от 23.02.2013 г. "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"? Какие еще есть нормативно-правовые акты, обосновывающие ответ на вопрос, кроме ч.1 пп.Г ст. 16 вышеуказанного ФЗ №15.

Ответ

На данный момент существует две позиции относительно запрета на торговлю электронными сигаретами.

Позиция 1. Торговля электронными сигаретами запрещена на основании п.п.г п.1 ст.16 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ, как товара, имитирующего табачное изделие.

Позиция 2. Несмотря на то, что в законе явным образом отсутствует упоминание об электронных сигаретах, Федеральная антимонопольная служба (письмо от 03.03.2011 г. № АК/7349 «О рекламе электронных сигарет») дала свои разъяснения, приравняв электронные сигареты к табачным изделиям в вопросах рекламы. Закон, по сути, устанавливает запрет на продажу электронных сигарет как способа рекламы табачных изделий. При буквальном толковании статей Закона № 15-ФЗ запрета на употребление и реализацию электронных сигарет (по аналогии с табачной продукцией) не установлено. Если электронная сигарета не будет выглядеть как табачное изделие, ограничения на ее реализацию отсутствуют. Но правоприменительная практика с учетом ранее высказанной позиции ФАС РФ и судебных актов может пойти по иному пути, и признать правомерными запрет (ограничения) на продажу всех видов электронных сигарет.

Привлечение к административной ответственности за нарушение требований, установленных п.п. г п.1ст.16 № 15-ФЗ, возможно по п.1 ст.14.3.1 КоАП РФ и влечет наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Федерального закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ торговля электронными сигаретами не является лицензируемым видом деятельности.

Можно предположить, что по вопросу однозначной трактовки норм № 15-ФЗ, как запрещающих торговлю электронными сигаретами, а также возможных ограничений по их реализации, должны последовать официальные разъяснения.

На данный же момент судебная практика не продвинулась решений уровня Постановления ФАС СКО от 05.09.2012 № А61-2581/2011.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

«Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;*

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей*.»

23.06.2015

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль