Заключение муниципального контракта с единственным поставщиком

294

Вопрос

Согласно ФЗ-44 (п.6 ст. 77) если подана только одна заявка в запросе котировок, то данный запрос признается несостоявшимся. Организация может заключить муниципальный контракт с единственным поставщиком на поставку? В каких случаях еще может быть заключен контракт с единственным поставщиком?

Ответ

Да, в соответствии с ч. 9 ст. 89 и ст. 92 Закона № 44-ФЗ Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком в случае если закупка признана несостоявшейся по причине того, что участником признано только одно лицо, подавшее заявку, или принято решение об отказе в допуске всех участников закупки. Более подробно о том как и при каких случаях возможно проводить закупки у единственного поставщика читайте в нижеприведенной рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Главбух».

Рекомендация. Как проводить закупки у единственного поставщика

«При проведении закупки заказчик может определить поставщика (подрядчика, исполнителя) одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком.

Если заказчик принял решение провести закупку у единственного поставщика, то фактически он должен заключить контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключения контракта является наиболее простым и удобным для заказчика, а также не требует значительных затрат времени. Сравнительная характеристика всех способов закупки приведена в таблице.

Обратите внимание, что при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных законом случаях заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика, цену и иные существенные условия контракта.

Такие выводы следуют из части 1 статьи 24 и частей 13 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности.

За такое правонарушение установлена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностное лицо заказчика, в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 12 ст. 7.29 КоАП РФ).

Условия проведения

Законом о контрактной системе установлены случаи, когда заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Условно их можно разделить на несколько групп:*

  • естественные монополии и центральный депозитарий;
  • военная сфера;
  • малые закупки;
  • коммунальные услуги;
  • медицина и ликвидация ЧС;
  • наука, культура, образование, спорт;
  • закупки с участием организаций уголовно-исполнительной системы;
  • командировки и участие в мероприятиях;
  • капитальное строительство и содержание имущества;
  • государственное управление;
  • приобретение и аренда имущества;
  • признание конкурентных процедур несостоявшимися;
  • банковская гарантия.

Полный перечень случаев приведен в части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Далее подробнее рассмотрим все случаи закупок в рамках условно выделенных групп.

Естественные монополии и центральный депозитарий

Закупка услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При этом центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;
  • открытие счетов депо для владельцев ценных бумаг (Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или учреждений).

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ.

В свою очередь к деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям (письмо ФАС России от 3 февраля 2015 г. № АЦ/4119/15);
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в пункте 1 статьи 4 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Обратите внимание, что предметом контракта в этом случае может быть только та деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Это важно, поскольку субъекты естественных монополий могут осуществлять и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» является монополистом в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. Наряду с этой деятельностью занимается реализацией почтовых марок, по которой не является монополистом. Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ неправомерно. Такой вывод подтверждают разъяснения ФАС России, которые приведены в письме от 12 июля 2013 г. № ЦА/27149/13. Данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Несмотря на это, их можно использовать и сейчас: нормы законов № 44-ФЗ и № 94-ФЗ в части заключения контрактов с единственным поставщиком-монополистом аналогичны.

Для определения статуса потенциального поставщика заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий, который ведет ФСТ России. В этот реестр включаются сведения об организациях-монополистах, в отношении которых проводится государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте http://www.fstrf.ru. Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) – в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» – по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» – по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» – по услугам железнодорожных перевозок.

Следует отметить, что наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием для подтверждения его статуса. Объясняется это тем, что основной признак – ведение деятельности в условиях естественной монополии, а не наличие данных об организации в реестре. Кроме того, подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3статьи 3, статье 8 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

В случае закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария разместите извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Пример действий заказчика при закупке у субъекта естественных монополий

Контрактный управляющий федерального казенного учреждения «Альфа» А.С. Глебова приняла решение провести закупку тепловой энергии у субъекта естественной монополии по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

23 января 2015 года в 17:37 по местному времени на официальном сайте www.zakupki.gov.ru она разместила извещение о закупке у единственного поставщика № 03012400000121010161.

По истечении пяти календарных дней (29 января 2015 года) «Альфа» заключила контракт № 27 на поставку тепловой энергии с ОАО «Теплосетевая компания».

Военная сфера и безопасность

1. Заключение контрактов, предметом которых являются работы по мобилизационной подготовке (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

К таким работам относятся:

  • создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов;
  • подготовка техники, которая предназначена для поставки в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или для использования в их интересах;
  • создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты национального достояния;
  • подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами.

Полный перечень работ по мобилизационной подготовке и мобилизации указан в пункте 3 статьи 2 Закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

При этом заказчиками могут быть имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе:

  • федеральные органы государственной власти;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • государственные (муниципальные) учреждения.

Об этом сказано в статье 12 Закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ.

При закупке работ по мобилизационной подготовке составьте отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цене и других существенных условиях контракта, а также разместите извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

2. Закупка отечественного вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и создаются единственным производителем (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Перед заключением контракта по этому основанию проверьте наличие данных о поставщике в реестре единственных поставщиков российского вооружения и военной техники. Для получения информации из реестра обратитесь в ФАС России. Служба предоставляет информацию из реестра в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. Об этом сказано впункте 23 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 826. Ранее ответственным за ведение реестра был Рособоронзаказ, но теперь он упразднен и эта функция передана ФАС России (Указ Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 613п. 5.3.4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Цену контракта с единственным поставщиком определите в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 января 2008 г. № 29.

При закупке вооружения и военной техники разместите извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

3. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов внешней разведки России средствами разведывательной деятельности (п. 40 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Проводить закупки по данному пункту можно только по перечням, которые утверждают руководители соответствующих органов внешней разведки. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

4. Закупка товаров (работ, услуг) для обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведки и борьбы с терроризмом (п. 41 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Такие закупки можно проводить только по перечню, который утверждает руководитель органа ФСБ России. В открытом доступе утвержденных перечней нет.

Малые закупки

1. Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Они являются наиболее распространенными и актуальными среди заказчиков. Но по таким закупкам установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать 2 млн руб. или 5 процентов совокупного годового объема и составлять не более чем 50 млн руб. в год. При этом учреждение вправе самостоятельно выбрать наиболее выгодный вариант расчета своего лимита – ограничиться 2 млн руб. или рассчитать 5 процентов совокупного годового объема.

При расчете совокупного годового объема необходимо учитывать все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые были заключены до 1 января 2015 года, но подлежат исполнению в текущем году). Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кстати, средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211212213,262), при расчете совокупного объема закупок не учитывайте.

Стоит отметить, что рассчитанный по вышеприведенным правилам лимит малых закупок действует также и для закупок в рамках гособоронзаказа. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа или вне его рамок не нужно. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Учтите, если ранее лимит был рассчитан исходя из 5 процентов совокупного годового объема, а в настоящее время принято решение об общей сумме таких закупок в размере 2 млн руб., то также надо внести изменения в план-график.

Пример выбора расчета лимита малых закупок

Утвержденный размер финансирования ГУ НИИ «Альфа» на 2015 год составил 7 000 000 руб.

Так как у «Альфы» 5 процентов совокупного годового объема составляют 350 000 руб. (7 000 000 руб. × 5%), контрактный управляющий Глебова приняла решение применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит 2 млн руб.

1 марта 2015 года на основании решения учредителя «Альфе» было выделено дополнительное финансирование в сумме 63 000 000 руб.

Контрактный управляющий определил, что в связи с изменением объема финансирования стало выгоднее применять для закупок у единственного поставщика (до 100 000 руб.) лимит в размере 5 процентов от совокупного годового объема закупок. По расчетам контрактного управляющего лимит составил:

(7 000 000 руб. + 63 000 000 руб.) × 5% = 3 500 000 руб.

В связи с этим по закупкам, которые планировалось проводить конкурентными способами, теперь возможно заключить контракт с единственным поставщиком. Глебова внесла соответствующие изменения в план-график.

В частности, по данному основанию учреждение может выдавать своим сотрудникам наличные денежные средства под отчет для оплаты:

  • материальных запасов и основных средств (хозяйственных или канцелярских товаров, запасных частей, ГСМ);
  • работ или услуг (ремонт оргтехники, транспортных средств) и т. д.

Обратите внимание, что вышеуказанные ограничения не распространяются на закупки для муниципальных нужд сельских поселений. То есть учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. При этом общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена.

Также особый порядок расчета годового лимита малых закупок до 100 000 руб. может быть установлен для госорганов, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. В этом случае расчет ограничения малых закупок производится отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

26.06.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.