Какие санкции предусмотрены за нахождение организации не по юридическому адресу (юридический адрес один, а фактический другой)

190

Вопрос

Какие санкции предусмотрены за нахождение организации не по юридическому адресу (юридический адрес один, а фактический другой).

Ответ

: На основании п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

 

Под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация, например, в случае если фактически компания находится и осуществляет деятельность по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самой организации.

Компания, которая создает обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговой инспекции по месту его создания (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом по общему правилу в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения необходимо сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения самой организации.

За несвоевременное сообщение о постановке на учет обособленного подразделения организации грозит штраф — 10 000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А в случае ведения деятельности (в том числе через обособленное подразделение) без соответствующей регистрации в ИФНС штраф составит 10% суммы полученных доходов от такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Также в Письме ФНС РФ от 05.05.2010 № МН-20-6/622 налоговая служба пояснила, что факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц. При подтверждении факта недостоверности сведений организации может грозить ответственность, предусмотренная ч. 3 или 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Кроме того, в Письме от 23 декабря 2011 г. № АС-4-2/22130@ представители ФНС России поручили налоговым органам при выявлении фактов отсутствия юридического лица по адресу, который указан в ЕГРЮЛ как адрес регистрации, в 10-дневный срок сообщить об этом банкам, где открыты счета налогоплательщика. На основании этих сообщений банки закрывают счета. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 разъяснено, что достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием как при заключении, так и при исполнении договора банковского счета, поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета.

Таким образом, при осуществлении компанией деятельности по адресу, отличном от указанном в ЕГРЮЛ, существует достаточно высокий риск привлечения компании как к налоговой, так и к административной ответственности, а при поступлении информации о расхождениях сведений в банки, последние будут вправе расторгнуть договор банковского счета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1

"Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия* (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ — см. предыдущую редакцию):

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца*.

<...>

Статья 83. Учет организаций и физических лиц

3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей* (пункт в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

<...>

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей*.
(Статья в редакции, введенной в действие со 2 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)".

2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

«Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом* (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей* (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
(Часть дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

4. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния* (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ, — см. предыдущую редакцию),

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет* (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). (Часть дополнена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

<...>

Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения* (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса);

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов\*, предусмотренных частями 1 и 1_1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10

«Между тем пунктом 1 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Следовательно, обязанность банка по идентификации клиента не ограничена моментом заключения договора банковского счета и сохраняется в течение всего периода нахождения этого клиента на расчетно-кассовом обслуживании.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием как при заключении, так и при исполнении договора банковского счета, поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета* в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов.

Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел*».

4. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 05.05.2010 № МН-20-6/622

"Очевидно, что действующее законодательство Российской Федерации рассчитано на исключительную добросовестность субъектов предпринимательской деятельности и не обеспечивает возможность проверки достоверности сведений, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанных в документах, представленных при государственной регистрации.

Как правило, факт несоответствия сведений об адресе (месте нахождения) организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), фактическим обстоятельствам устанавливается налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля или при обращении в налоговые органы иных государственных органов и заинтересованных лиц.

При подтверждении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) организации налоговыми органами проводятся мероприятия, связанные с привлечением должностного лица указанной организации к административной ответственности, предусмотренной частью 3 или 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Вместе с тем, из сложившейся судебной практики следует, что суды отказывают в удовлетворении требований налоговых органов, предъявляемых в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в связи с тем, что отсутствие юридического лица по адресу (месту нахождения), указанному в ЕГРЮЛ, является устранимым нарушением.

Необходимо также отметить, что, как показывает практика, возврат почтовых отправлений, направленных по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением юридическим лицом не может бесспорно свидетельствовать о фактическом отсутствии юридического лица по указанному адресу в связи со следующим«.

5. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@

«Учитывая важность для банков информации об идентификационных признаках клиентов, определяемых статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ, и корреспондирующие им условия договоров банковского счета, определяющие обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса, непредставление сведений об изменении местонахождения юридического лица можно квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета по решению суда.

Вышеизложенная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

В связи с изложенным при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика — юридического лица по адресу, который по данным ЕГРЮЛ является адресом регистрации этого юридического лица, ФНС России поручает в 10-дневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков*».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.