Проверка военным комиссариатом

2497

Вопрос

Каков порядок проведения проверки организации военкоматом? Должен ли военкомат заранее предупреждать о проверке согласно ФЗ № 294 от 26.12.2008г)?

Ответ

Представляется, что проведение проверки военным комиссариатом осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», т.к. в соответствии с ч.3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении нескольких видов государственного контроля (надзора), однако проведение проверки органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами в этот перечень не входит, следовательно, нормы Закона № 294-ФЗ распространяются и на проведение проверок военкоматом и имеют приоритетное значение перед нормами Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495, утвердившего Инструкцию по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ.

О плановой проверке организация должна быть уведомлена проверяющими не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п.12 ст.9 Закона № 294-ФЗ). В случае внеплановой выездной проверки уведомление должно быть осуществлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п.16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.»

2.Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.04.2015 № 33-2161/2015

«Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав прокурора Лазареву Е.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Ш., однако мотивы судебного решения нуждаются в уточнении.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132 и от 02.10.1998 г. № 1175 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

Согласно п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609 основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе, проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе.

На основании п. 33 Положения о воинском учете, (утв.Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) контроль за ведением в организации воинского учета осуществляют военные комиссариаты или органы местного самоуправления.

Согласно п. 3 Порядка осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показателей, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критериев оценки деятельности указанных организаций (Приложение № 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500, (действовавшего на момент объявления предостережения) военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 1 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении нескольких видов государственного контроля (надзора), однако проведение проверки органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в этот перечень не входит, следовательно, нормы Закона № 294-ФЗ распространяются и на проведение проверок военкоматом и имеют приоритетное значение перед нормами Приказа Министра обороны РФ № 500.

Частью 8 ст. 9 Закона Закон № 294-ФЗ предусмотрены основания для включения плановой проверки.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Как следует из материалов дела, согласно плана комплексных мероприятий, утвержденного начальником отдела (военного комиссариата Ярославской области по Пошехонскому району) проведение проверки ООО «Птицефабрика Пошехонская» запланировано на ДД.ММ.ГГГГ

Приказ о проведении комплексной проверки состояния военно-учетной мобилизационный работы и бронировании граждан, состоящих на воинском учете в ООО «Птицефабрика Пошехонская», издан начальником отдела (военного комиссариата Ярославской области по Пошехонскому району) ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, проведение проверки ООО «Птицефабрика Пошехонская» военкоматом является правомерным.

Согласно ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как следует из материалов делу письмо по проведению проверки было направлено в адрес руководителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» ДД.ММ.ГГГГ, то есть за три дня до проведении проверки. Достоверных сведений о получении письма материалы дела не содержат.

При этом, само по себе нарушение срока предусмотренного ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ, не влечет за собой право юридического лица отказывать в допуске проверяющих. Более того, как следует из материалов дела, работниками военкомата в ходе телефонного разговора с Ш. уточнялась дата проверки.

В соответствии со ст. 14 Закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 1). Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (ч. 3).

Чтобы подтвердить свои полномочия при выездной проверке, должностное лицо военкомата должно предъявить следующие документы (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ): распоряжение или приказ военного комиссара и служебное удостоверение.

Однако указанное стало невозможным ввиду того, что заместитель директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» отказался допустить работников военкомата для проверки, в силу чего указанные документы и не были предъявлены.

Вывод суда, что порядок проверки исполнения возложенных на организацию обязанностей по ведению воинского учета в соответствии с федеральными законами, не регулируется положениями Закона № 294-ФЗ, ошибочен*, однако на правильность оспариваемого решения не повлиял, так как правовых оснований у заместителя директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» для воспрепятствования проведения проверки военным комиссариатом не имелось.»

3.Постановление по делу об административном правонарушении от 20.07.2012г. № 5-384/2012

«Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон).

В соответствии с требованиями ст. 9 Закона организация и проведение плановой проверки предполагает необходимость доведения до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом утвержденного руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодного плана проведения плановых проверок (ч. 5 ст. 9 Закона).

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона).

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона).

В соответствии с Положением «О военных комиссариатах», утверждённым Указом Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 военный комиссариат является территориальным органом Министерства обороны РФ в субъектах РФ, муниципальных образованиях и входит в состав военных округов и выполняет задачи по организации и ведению воинского учёта, проведению проверок организаций по вопросам ведения воинского учёта, бронирования граждан. Пребывающих в запасе и военно-транспортной обязанности.

Выполнение этих задач является одной из форм государственного контроля (надзора).

Каких-либо изъятий из Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» относительно организаций и проведения проверок отдельными органами государственного контроля (надзора) не имеется, в связи с чем ОБЕЗЛИЧЕНО при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) должен руководствоваться общими требованиями к организации и проведению проверок, установленными указанным законом.*»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль