Административная ответственность за отсутствие ветеринарного заключения

504

Вопрос

Подскажите пожалуйста какие штрафы предусмотрены за отсутствие ветеринарного заключения в оптово-розничном магазине оформленном на ИП?

Ответ

если в вопросе идет речь о заключении ветеринарно-санитарной экспертизы, проведение которой является обязательным в соответствии с ч.3 ст.20 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов и (или) ст.ст.15, 21 Закона «О ветеринарии», можно предположить, что административная ответственность за нарушение требования о проведении соответствующей экспертизы и наличия соответствующего заключения наступает по ч.1 ст.10.8 КоАП РФ. Санкция данного состава правонарушения составляет в отношении ИП штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

«Статья 20. Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их реализации

3. Реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений о соответствии таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм.»

2.Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

«Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства

Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза

Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.»

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства

1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -*

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.»

4.Постановление 9 ААС от 19.09.2014 № А40-69587/2014

«Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.03.2014 г. административным органом совместно с межрайонной прокуратурой г. Москвы была проведена проверка исполнения требований ветеринарного законодательства в процессе реализации продуктов животноводства.

В ходе указанной проверки административным органом выявлен факт многочисленных нарушений требований ветеринарного законодательства при реализации продуктов животноводства, приостановлена реализация 283,5 кг. Продукции без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность в ветеринарном отношении продукции, для использования которой требуется их наличие.

Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ.*»

5.Постановление 4 ААС от 21.07.2015 № А19-6137/2015

«Как следует из материалов дела 20.03.2015 в адрес административного органа поступило обращение (т. 1, л. 6) от юридического лица в котором указывалось, что в магазине «Октябрьский универмаг», расположенном по адресу: г. Тайшет, ул. Октябрьская, 92, принадлежащем предпринимателю Кадейкиной Е.А. осуществляется реализации мяса свинины без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Административный орган 20.03.2015 в соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынес определение о проведении административного расследования (т. 1, л. 24) и составил протокол осмотра помещений (т. 1, л. 25).

20.03.2015 административный орган взял у предпринимателя объяснение (т. 1, л. 37), а также составил протокол наложения ареста на имущество (т. 1, л. 40) и вынес в адрес предпринимателя предписание об уничтожении продукции (т. 1, л. 44).

13 апреля 2015 по итогам рассмотрения материалов дела в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении (т. 1, л. 18) по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о нарушении предпринимателем требования ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1, состоящего в том, что предприниматель осуществлял 20.03.2015 года реализацию мясной продукции (мясо свинина) в мелкокусковом разрубе, в количестве 32 кг, фарша мясного - 1 кг, в отсутствие овального клейма, маркировки, информации о дате и изготовления и сроке реализации, о составе продукции и прохождении ветеринарно-санитарной экспертизе.

Оценивая порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Диспозиция ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность, за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, если такие действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Как было указано выше, административный орган вменяет предпринимателю нарушение ветеринарно-санитарных правил при реализации продуктов животноводства, состоящее в реализации продавцом продуктов убоя животноводства без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

Диспозиция ч. 1 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Таким образом, в данном случае административному органу надлежало квалифицировать действия предпринимателя по ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,* в то время как диспозиция ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение продавцом обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.