Обязательный претензионный порядок

120

Вопрос

Между нами и подрядчик был заключен гос. контракт в рамках 94-ФЗ. Срок действия контракта - до полного исполнения обязательств по контракту. Срок выполнения работ до 25 сентября 2013 года. Подрядчик в данные сроки работы полностью не выполнил. Заключать дополнительное соглашение с изменением сроков на 2014 год мы отказались, т. к. это не предусмотрено законом, но подрядчик продолжал работы в 2014 году. Работы 2014 года мы не приняли. В настоящее время контракт расторгнут решением суда, но оно не вступило в силу, им подана апелляционная жалоба. В настоящий момент апелляционная жалоба оставлена без движения, т. к. ответчик не оплатил ее подачу. Подрядчик, посчитав, что мы ему должны сумму задолженности по выполненным работам в 2014 году, передал этот якобы долг другому лицу по договору переуступки. Подрядчик известил нас о переуступке уведомлением через 4 месяца. Другое лицо (истец) подало на нас иск в суд о взыскании данной задолженности. Суд принял заявление к рассмотрению, привлек подрядчика в качестве третьего лица и назначил строительно-техническую экспертизу по ходатайству истца. На наши доводы о том, что в рамках контрактных обязательств не допускается переуступка судья не реагирует, письмо Минфина не принимает во внимание. Существует также судебная практика в пользу истца по переуступке. Должен ли новый кредитор соблюсти порядок досудебного урегулирования спора путем подачи претензии в наш адрес? Мы заявили в суде ходатайство об оставлении иска без рассмотрения, но судья посчитал, что мы это не обосновали. И еще вопрос, если решение о расторжении не будет изменено и вступит в силу, то соответственно мы закроем реестр, тогда какие шансы у истца взыскать с нас денежные средства? По состоянию на 20 июля суд вынес решение о введении в отношении подрядчика процедуры наблюдения в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

Ответ

Обязательный досудебный порядок должен быть предусмотрен законодательством. В свою очередь законодательство не предусматривает, что в рассматриваемой ситуации необходимо соблюдение обязательного досудебного порядка. Поэтому новый кредитор не обязан был его соблюдать.

Обязанность оплатить выполненные работы не зависит от того будет ли отражено в реестре расторжение контракта или нет. Эта обязанность зависит от факта выполнения работ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 № 12945/13). Поэтому взыскать долг новый кредитор может, основываясь как раз на факт выполнения работ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Обязательный претензионный порядок

В отдельных случаях для обращения в суд необходимо соблюсти обязательный претензионный порядоку регулирования спора. Это значит, что до предъявления иска в суд вы должны обратиться к предполагаемому нарушителю с заявлением об удовлетворении своих требований в добровольном порядке – претензией. Если этого не сделать, суд не будет рассматривать иск.

Обязательный претензионный порядок может быть установлен законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Случаи, когда обязательный претензионный порядок установлен в законе

Необходимо различать случаи, когда претензионный порядок в силу закона является обязательным, и случаи, когда претензионный порядок является факультативным и его использование зависит от усмотрения заявителя.

Есть несколько категорий споров, для которых закон устанавливает обязательный претензионный порядок.

Самая распространенная категория, которая касается всех хозяйствующих субъектов – споры об изменении или расторжении договора на основании пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ. Прежде чем обратиться с таким требованием в суд, необходимо направить его контрагенту.

Еще одна категория споров касается всех работодателей: прежде чем предъявить в суд иск о возмещении ущерба, причиненного его имуществу, работник должен направить соответствующее заявление работодателю (ч. 3 ст. 235 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, закон требует направлять претензии по отдельным требованиям к арендаторам, перевозчикам, экспедиторам и т. п. Полный перечень таких споров приведен в таблице.

Иногда использование претензионного порядка рекомендуется законом, но не является обязательным.

1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить претензию оператору почтовой связи (абз. 1 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»)*.

Совет

Данное положение закона сформулировано как право пользователя услуг почтовой связи обратиться к оператору с претензией до обращения в суд. Однако судебные инстанции трактуют это право как обязанность пользователя услуг почтовой связи обращаться спретензией к организации почтовой связи до предъявления иска. Обосновывают данную позицию суды ссылками на абзац 9 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи», в котором указано: в случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд (постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2005 г. № А42-296/2005-21ФАС Уральского округа от 29 сентября 2003 г. № Ф09-3118/03-АК по делу № А60-9748/03).

Представляется, что данная позиция судов не основана на положении закона, в котором условие о направлении претензии оператору почтовой связи сформулировано как право, но не как обязанность пользователя почтовых услуг. Однако с учетом позиции судов, чтобы исключить возможные препятствия при обращении в суд, в подобных случаях рекомендуется все же направлять предварительно претензию в организацию почтовой связи.

2. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ).

Данное положение пересекается по содержанию с пунктом 3 статьи 124 Воздушного кодекса РФ, который устанавливает обязательный претензионный порядок для исков из договоров воздушной перевозки груза или почты. Очевидно, пункт 4 статьи 124 Воздушного кодекса РФ регламентирует лишь порядок предъявления претензий для всех трех видов договора воздушной перевозки (пассажира, груза или почты), но не устанавливает обязательного досудебного порядка урегулирования спора из договора воздушной перевозки пассажира.

При толковании указанного положения суды занимают позицию, в соответствии с которой предъявление претензии является правом пассажира и отсутствие претензии не является препятствием для обращения в суд (определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2010 г. № 570).

3. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия (абз. 1 ст. 121 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Совет

Указанное положение сформулировано как право заявителя предъявить претензию по спорам из договора перевозки пассажиров и багажа, в отличие от статьи 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, предусматривающей обязательное предъявление претензии к перевозчику по требованиям из перевозки груза.

В то же время Роспотребнадзор трактует указанное положение как предусматривающее обязательный досудебный порядок урегулирования спора: «До предъявления к перевозчику иска… в случае задержки отправления или опоздания поезда к перевозчику должна быть предъявлена претензия…» (абз. 18 письма Роспотребнадзора от 22 сентября 2010 г. № 01-09/1927 «О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования»).

Данная позиция противоречит закону, в котором не предусмотрен обязательный претензионный порядок по спорам из договора перевозки пассажиров и багажа. Однако в настоящее время какой-либо сложившейся судебной практики и разъяснений судебных органов по данному вопросу нет. Исходя из этого, для исключения возможных препятствий при обращении в суд, в подобных случаях рекомендуется все же направлять предварительно претензию перевозчику.

4. До предъявления к перевозчикам и фрахтовщикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров или договоров фрахтования, к таким лицам могут быть предъявлены претензии (ч. 1 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль