Торговля электронными сигаретами

219

Вопрос

В Торговом комплексе планируется промоакция Арендатора по продвижению продукции, которой Арендатор торгует: электронные сигареты. При этом проведение данной промоакции включает в себя и дегустацию электронных сигарет. Попадают ли электронные сигареты под действие закона об ограничении курения табака. Законно ли проведение данной промоакции, и как юридическому лицу (Арендодателю)., предоставившему помещение в аренду Арендатору для проведения данной акции обезопасить себя, в случае, если Арендатор будет разрешать дегустацию данной продукции несовершеннолетним лицам?

Ответ

На данный момент существует две позиции относительно запрета на торговлю электронными сигаретами.

Позиция 1. Торговля электронными сигаретами запрещена на основании п.п.г п.1 ст.16 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ, как товара, имитирующего табачное изделие.

Позиция 2. Несмотря на то, что в законе явным образом отсутствует упоминание об электронных сигаретах, Федеральная антимонопольная служба (письмо от 03.03.2011 г. № АК/7349 «О рекламе электронных сигарет») дала свои разъяснения, приравняв электронные сигареты к табачным изделиям в вопросах рекламы. Закон, по сути, устанавливает запрет на продажу электронных сигарет как способа рекламы табачных изделий. При буквальном толковании статей Закона № 15-ФЗ запрета на употребление и реализацию электронных сигарет (по аналогии с табачной продукцией) не установлено. Если электронная сигарета не будет выглядеть как табачное изделие, ограничения на ее реализацию отсутствуют. Но правоприменительная практика с учетом ранее высказанной позиции ФАС РФ и судебных актов может пойти по иному пути, и признать правомерными запрет (ограничения) на продажу всех видов электронных сигарет.

Привлечение к административной ответственности за нарушение требований, установленных п.п. г п.1ст.16 № 15-ФЗ, возможно по п.1 ст.14.3.1 КоАП РФ и влечет наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ торговля электронными сигаретами не является лицензируемым видом деятельности.

Можно предположить, что по вопросу однозначной трактовки норм № 15-ФЗ, как запрещающих торговлю электронными сигаретами, а также возможных ограничений по их реализации, должны последовать официальные разъяснения. На данный же момент судебная практика не продвинулась решений уровня Постановления ФАС СКО от 05.09.2012 № А61-2581/2011. Соответственно, существует риск привлечение к ответственности арендатора за передачу электронной сигареты лицу, не достигшему 18 лет, во время промоакций.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

«Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;*

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей*.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль