Права на товарный знак

38

Вопрос

Какие риски возникают у Покупателя, если он покупает конфеты в Казахстане с таким наименованием, какие производятся в РФ (например кис-кис, золотой ключик? Не будет ли здесь нарушение прав на товарный знак? Мы эти конфеты будем продавать через свою торговую сеть.

Ответ

 Возникнет риск нарушение права на использование товарного знака, сходного до степени смешения с зарегистрированным на территории РФ без согласия правообладателя. Предприятия, выпускающие в Казахстане конфеты под ретроспективными товарными знаками, не могут в настоящее время на законных основаниях поставлять их в Российскую Федерацию. В соответствии со ст. 1487 ГК РФ нарушением исключительного права на товарный знак является использование этого товарного знака другими лицами без согласия правообладателя.

В ст. 1515 ГК РФ предусмотрена гражданская ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом Гражданский кодекс РФ различает два вида незаконного использования товарных знаков. Во-первых, это использование чужого товарного знака для реализации своих товаров. Во-вторых – использование зарегистрированного товарного знака, сходного с чужим до степени смешения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Взыскание компенсации за незаконное использование товарного знака. Доказательства, которые нужно собрать истцу

«Доказательства сходства обозначений до степени смешения

Кто бы ни решал вопрос о сходстве спорного обозначения с конкретным охраняемым товарным знаком – эксперт или непосредственно судья, специалист Роспатента или антимонопольного органа, все руководствуются при этом отдельными положениями Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 05.03.03 № 32, далее – правила № 32), а также Методическими рекомендациями по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (утв. приказом Роспатента от 31.12.09 № 197, далее – методические рекомендации № 197).

В правилах № 32 есть определения тождественности и сходности до степени смешения заявленного обозначения с другим обозначением. Словесное обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах: звуковом (фонетическом), графическом (визуальном) и смысловом (семантическом). Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельные отличия (п. 14.4.2 правил № 32).*

Nota bene!

Президиум ВАС РФ неоднократно указывал, что при установлении угрозы смешения двух похожих обозначений нужно учитывать три фактора. Это различительная способность знака с более ранним приоритетом, сходство противопоставляемых знаков и однородность обозначенных ими товаров и услуг. Кроме того, имеет значение, как долго и насколько широко до появления похожего обозначения ответчика на территории России использовался товарный знак истца – проще говоря, насколько высока его популярность и узнаваемость. Чем они выше, тем вероятнее, что потребитель перепутает с этим товарным знаком новое похожее обозначение (постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.06 № 3691/06).

Ссылки на эти положения очень часто фигурируют в судебных актах по спорам о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака (см. постановления СИП от 07.07.14 по делу № А32-38548/2012, Президиума ВАС РФ от 04.02.14 № 14567/13, решение СИП от 01.07.14 № СИП-113/2014).

А методические рекомендации № 197 содержат конкретные указания (с примерами), как сравнивать те или иные обозначения.

В связи с этим истцам в спорах о взыскании компенсации тоже лучше сразу ориентироваться на положения правил № 32 и методических рекомендаций № 197. В том числе ссылка на указанные выше положения может исправить ошибку, допущенную судом. Например, в одном из споров кассация отменила акты нижестоящих инстанций, так как при установлении сходства двух обозначений до степени смешения суды сосредоточились на сравнении отдельных элементов, а должны были исходить из общего впечатления, восприятия товарного знака в целом. Кроме того, для признания сходства достаточно уже самой опасности, возможности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя (п. 14.4.3 Правил, постановление СИП от 20.06.14 по делу № А40-28447/2013, решение СИП от 01.07.14 № СИП-113/2014).

Судебная экспертиза. Если речь идет не о тождественных обозначениях, а о сходных до степени смешения, то истцу нужно быть готовым к тому, что ответчик скорее всего будет отрицать большое сходство (даже если оно кажется очевидным) и попросит суд назначить экспертизу по этому вопросу. Практика показывает, что суды такие ходатайства часто удовлетворяют (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.11 по делу № А03-11575/2010, Северо-Кавказского округа от 03.04.13 по делу № А15-600/2011, от 19.12.12 по делу № А53-22658/2011). Для истца это может означать как минимум затягивание процесса, не говоря уже о риске предвзятого заключения экспертов. При этом особой необходимости в экспертизе в спорах такого рода на самом деле нет, что не однажды подтверждал и ВАС РФ: вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы, так как для решения этого вопроса не требуется наличия специальных знаний (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.07 № 122). Вопрос о сходстве до степени смешения двух словесных обозначений может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя (постановление Президиума СИП от 23.06.14 по делу № СИП-199/2013). Поэтому истец вправе возразить против назначения экспертизы, сославшись на позицию, высказанную ВАС РФ.

То, что судья может самостоятельно, без привлечения экспертов определить наличие или отсутствие в обозначениях сходства до степени смешения, судьи не должны воспринимать как возможность для произвольной оценки (постановление СИП от 19.03.14 по делу № А63-15404/2012).

Письма ФИПС. Вместе с тем в некоторых случаях истцы сами стремятся еще до суда получить от экспертов в соответствующей сфере подтверждение сходства обозначений до степени смешения. Очень часто с этой целью сравнительную проверку обозначений заказывают ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». Ответчики тоже нередко прибегают к этому способу. Суды исходят из того, что стороны не лишены права представлять в материалы дела досудебные заключения экспертов (заключения, письма, справки) по вопросу о сходстве знаков до степени смешения, и такие документы довольно часто фигурируют в спорах о взыскании компенсации (см. постановления ФАС Поволжского округа от 24.06.09 по делу № А72-8318/2008, Северо-Западного округа от 22.05.12 № А13-9913/2011, СИП от 01.10.13 по делу № А55-34551/2012).

Социологические опросы. Еще одно весьма распространенное и весомое доказательство наличия или отсутствия сходства до степени смешения – соцопросы (см. постановления Президиума ВАС РФ от 11.09.12 № 5939/12, ФАС Московского округа от 26.06.13 по делу № А40-117716/12-19-957, СИП от 20.06.14 по делу № А40-28447/2013). Это доказательство имеет важное значение, потому что один из главных критериев при определении сходства до степени смешения – как воспринимают обозначение потребители. Как отмечалось выше, для признания сходства достаточно самой опасности, а не реального смешения обозначений в восприятии потребителя. То, что опасность существует, как раз могут подтвердить данные соцопросов (постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.06 № 3691/06).»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.