Разрешение на строительство

538

Вопрос

Нужно и получать новое разрешение на строительство объекта, если было выдано разрешение на строительство объекта площадью 85 440 кв.м, а в процессе строительства его общая площадь увеличилась и стала составлять 85 700 кв.м, но строительный объем здания при этом не увеличился?

Ответ

При изменении площади объекта строительства, одна позиция сводится к необходимости внесения изменений в разрешение на строительство, другая позиция придерживается того, что в данном случае необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в ранее выданные разрешения.

Так, в Постановлении АС ПО от 02.12.2014 № А65-4542/2014 указано, что при изменении параметров объекта при его строительстве необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в ранее выданные разрешения. Как указал суд, внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется уполномоченным органом в строго определенных случаях, перечисленных в частях 21.5 - 21.7, 21.9 статьи 51 ГрК РФ. Указанный перечень является исчерпывающими и не связан с изменением проектной документации на строительство, а также с изменением качественных характеристик объекта строительства. Законодателем не указано на возможное наличие иных оснований (в т.ч. изменение проектной документации) для внесения изменений в ранее выданное разрешение на строительство.

Встречается и иная практика. К примеру, в Постановлении ФАС ВВО от 11.11.2013 № А43-2688/2013 суд признавая законным привлечение застройщика к административной ответственности по ст.9.5 КоАП РФ отметил: «Общество зная об отсутствии у него разрешения на строительство объекта после внесения существенных изменений в технические характеристики по этажности, площади, объему строящегося жилого дома, продолжало строительство, то есть не приостановило его. При этом изменения в ранее выданное разрешение на строительство объекта Обществом в установленном порядке не вносились. При таких обстоятельствах Общество не имело права осуществлять работы по строительству объекта по измененной технической документации без внесения соответствующих изменений в разрешение на строительство; получив отказ в выдаче разрешения, Общество должно было приостановить строительство». Аналогичный довод приведен в Постановление ФАС СКО от 26.07.2013 № А32-11208/2012.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановлении АС ПО от 02.12.2014 № А65-4542/2014

«Судом первой инстанции установлено, что заявленные обществом требования направлены на переоформление ранее выданных разрешений на строительство жилых домов, связанные с корректировкой проектной документации, в частности с изменением технико-экономических характеристик объекта (изменение этажности с «9 этажного 7-ми секционного дома» до «18 -этажного 9 секционного жилого дома с цокольным этажом и встроенно-пристроенными помещениями»; изменение этажности с «16-ти этажного» на «18-ти этажный жилой дома с цокольным этажом и встроено-пристроенными помещениями»; с «9 этажного 7» до «18 -этажного жилого дома с цокольным этажом и встроенно-пристроенными помещениями»).

Суд первой инстанции счел, что в данном случае необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в ранее выданные разрешения.

Кроме того, отметил суд первой инстанции, как следует из содержания обжалуемых писем ответчика-2 от 17.02.2014 № 02-02-26, № 02-02-27, № 02-02-28 (л.д. 32, 61, 90), расцененных заявителем как отказ в переоформлении ранее выданных разрешений на строительство, уполномоченным органом было указано обществу на необходимость оформления документов согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения нового разрешения на строительство, а не для переоформления ранее выданных разрешений. То есть, ответчик-2 указал на невозможность выдачи разрешений на строительство по причине непредставления указанных в этих письмах документов.

Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела и положения ГрК РФ, указал, что внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется уполномоченным органом в строго определенных случаях, перечисленных в частях 21.5-21.7, 21.9 статьи 51 ГрК РФ.

Указанный перечень является исчерпывающими и не связан с изменением проектной документации на строительство, а также с изменением качественных характеристик объекта строительства. Законодателем не указано на возможное наличие иных оснований для внесения изменений в ранее выданное разрешение на строительство.

Исходя из перечисленных положений статьи 51 ГрК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные при обращении в уполномоченный орган обстоятельства (иная проектная документация), не являются основанием для внесения изменений в ранее выданные разрешения на строительство, то есть не являются основанием для их переоформления.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые письма Управления градостроительных разрешений ИК МО г. Казани от 17.02.2014 № 02-02-26, 02-02-27, 02-02-28 не нарушают прав общества в части внесения изменений в ранее выданный разрешения и не нарушают норм ГрК РФ, и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сославшись на часть 7 статьи 52 ГрК РФ, указал, что суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что ГрК РФ не предусмотрено переоформление разрешения на строительство в случае изменения проектной документации.

По мнению суда апелляционной инстанции, статья 51 ГрК РФ не содержит запрета на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключение случаев, предусмотренных частью 21.15 этой статьи), и поэтому орган местного самоуправления может вносить изменения в ранее выданное им разрешение на строительство для его приведения в соответствие с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.*

В кассационной жалобе Исполком МО г. Казани указывает, что частями 21.5-21.7, 21.9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для внесения изменений в разрешение на строительство («приобретение права на земельный участок, образования земельного участка путем объединения земельных участков, образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, переоформления лицензии на пользование недрами, новый пользователь недр»), однако заявленные обществом основания к таковым не относятся, и в данном случае необходимо оформление нового разрешения на строительство.

В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Однако, в данном конкретном случае обществом не вносились изменения в проектную документацию, а фактически представлена новая проектная документация (новый проект) на объекты строительства (изменение этажности с «9 этажного 7-ми секционного дома» до «18-этажного 9 секционного жилого дома с цокольным этажом и встроенно-пристроенными помещениями»; изменение этажности с «16-ти этажного» на «18-ти этажный жилой дома с цокольным этажом и встроено-пристроенными помещениями»; с «9 этажного» до «18-этажного жилого дома с цокольным этажом и встроенно-пристроенными помещениями»), поскольку внесенные обществом изменения являются не отклонениями от параметров объектов капстроительства, а изменениями параметров объектов капстроительства (эти изменения затрагивают конструктивные и другие характеристики, в том числе надежности и безопасности, объектов капстроительства (подпункт 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ); занимаемой планируемыми объектами капстроительства площади земельного участка и необходимости её организации по-иному (в частности, уточнения характеристик подъездов и площадок развертывания для техники специальных служб, например, пожарной техники; размера и количества детских, спортивных площадок, парковочных мест, «зеленых зон» для жителей домов и т.п.), «стыковки» композиционного и цветового оформления увеличенных в размерах в 2 раза фасадов зданий с генпланом города и т.д.

Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение) установлено, что проектная документация на объекты капитального строительства состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10-32 данного Положения.

При этом пунктом 12 Положения предусмотрен в проектной документации раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (конкретные требования по параметрам объекта в пунктах «а» - «л» в текстовой части и «м» - «о» в графической части), а пунктом 13 - раздел 3 «Архитектурные решения», который должен содержать, в том числе, в текстовой части «…в) описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства», а в графической части – «…и) отображение фасадов» и «…к) цветовое решение фасадов (при необходимости)». Однако эти документы, предусмотренные пунктами 12, 13 Положения, обществом Управлению градостроительных разрешений ИК МО г. Казани представлены не были, что не учтено судом апелляционной инстанции.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что часть 7 статьи 51 ГрК РФ предусматривает конкретный перечень документов, необходимый для получения разрешения на строительство, и поскольку необходимость получения разрешения на строительство вызвана изменением технико-экономических и качественных характеристик объектов, то ответчик-2 правомерно указал на то, что ранее представленные документы, которые составлены без учета проектных изменений, не свидетельствует о представлении обществом полного пакета документов»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.