Предоставление администрацией области участков на условиях сервитута

162

Вопрос

Мы, ООО, обратились в администрацию области (комитет по управлению имуществом) с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для строительства газопровода низкого давления и установки линии электропередач. Земельные участки нами поставлены на кадастровый учет, многоконтурные, разрешенное использование соответствует. Комитет отказал, сообщив, что земельные участки не могут быть предоставлены в аренду. Предлагают заключить соглашение о наложении сервитута и лишь на часть участков, ссылаясь на ст.39.23 Земельного кодекса, и требуют схему границ сервитута. Каким образом можно взять в аренду земельные участки для размещения линейных объектов?

Ответ

Возможность заключения соглашения об установлении сервитута (ст. 39.23 ЗК РФ) не означает, что земельный участок для размещения линейных объектов не может быть предоставлен в аренду. При этом в соответствии с п.8 ст.39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для размещения линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет.

С 1 марта 2015 г. в соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ установление сервитута для линейных объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не требуется. В ином случае установить сервитут для размещения линейного объекта на земельном участке возможно в силу ст. 39.23 ЗК РФ.

Так допускается заключение соглашения об установлении сервитута при (ст. 39.23 ЗК РФ):

  • размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений;
  • проведении изыскательских работ;
  • ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Закон устанавливает, какие положения нужно предусмотреть в соглашении об установлении сервитута, а также порядок его заключения (ст. 39.25–39.26 ЗК РФ).

Однако заключить договор аренды также возможно, при этом в соответствии с пунктом 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для размещения линейных объектов, заключается на срок до сорока девяти лет.

При этом основным способом заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, теперь являются торги, проводимые в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). Однако при этом Земельный кодекс РФ предусматривает весьма обширный перечень исключений.

Так, арендовать земельные участки без проведения торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) юридические лица для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения. Другие случаи предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Если организация лишена права на получение участка без торгов, тогда необходимо будет проводить аукцион.

При этом необоснованный отказ в предоставлении участка в аренду может быть обжалован в судебном порядке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Изменения в Земельном кодексе РФ, вступившие в силу 1 марта 2015 года

«Установили, что земельные участки предоставляют в собственность или аренду только на аукционе

По общему правилу землю предоставляют только на торгах, а именно на аукционе, конкурс больше проводить не будут.

Но есть исключения. Без торгов можно получить в собственность земельный участок (ст. 39.3 ЗК РФ):*

  • для комплексного освоения территории;
  • для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу;
  • участок, на котором расположено здание или сооружение (собственник постройки может оформить права на землю).

Другие случаи предусмотрены в статье 39.3 Земельного кодекса РФ.

При этом с 7 апреля 2015 года вступили в силу правила определения цены земельного участка при его продаже без торгов (Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 г. № 279; далее – Правила).

Во-первых, цена земельного участка, который находится в федеральной собственности и продается без торгов, определяется в размере его кадастровой стоимости (п. 2 Правил).

Во-вторых, цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже участка (п. 3 Правил):

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства гражданину – собственнику здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием участка и расположенных на приобретаемом участке;
  • юридическому лицу – собственнику здания или сооружения, которые являются объектами федерального или регионального значения и расположены на приобретаемом участке.

В-третьих, цена участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже участков, образованных в результате раздела участка, предоставленного (п. 4 Правил):

  • некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации (подп. 4 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);
  • юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, этому юридическому лицу (подп. 5 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

Арендовать земельные участки без проведения торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • организации – для государственных и общественно полезных целей (размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках, собственники объектов незавершенного строительства, размещенных на участках (однократно и только для завершения строительства);
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка.

Другие случаи предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Подробнее см. Особая процедура предоставления в аренду государственного и муниципального имущества».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.