• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Налоговые проверки
  • » У нас была проведена выездная налоговая проверка, в большую часть времени которой инспекторы на предприятии не появлялись, требований о предоставлении каких-либо документов не предъявляли, однако под истечение срока у фискалов начался ажиотаж, нас букваль

У нас была проведена выездная налоговая проверка, в большую часть времени которой инспекторы на предприятии не появлялись, требований о предоставлении каких-либо документов не предъявляли, однако под истечение срока у фискалов начался ажиотаж, нас букваль

198

Вопрос

У нас была проведена выездная налоговая проверка, в большую часть времени которой инспекторы на предприятии не появлялись, требований о предоставлении каких-либо документов не предъявляли, однако под истечение срока у фискалов начался ажиотаж, нас буквально завалили требованиями, вызвали на допрос около 30 человек. После вручения акта неофициально предложили согласиться с частью их доначислений, мы отказались, в результате назначили доп.мероприятия, было допрошено еще более 70 человек, вручено требование о предоставлении большого объема документов за день до окончания доп.мероприятий. В свою очередь мы написали письмо о продлении срока предоставления запрашиваемых документов. Инспекция срок продлила, но разумеется за рамки срока доп.мероприятий. Кроме того, требования были вручены нашим контрагентам с указанием срока предоставления документов, выходящим за пределы срока доп.мероприятий. На наш взгляд получается, что срок проверки превышен, так ли это? Мы слышали, что подобные действия фискалов расцениваются судами не в пользу налоговой как одно из обстоятельств, влекущих отмену решения инспекции. Имеется ли судебные акты с подобными случаями (укажите, пожалуйста, номера дел)?

Ответ

Налоговые органы вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии со ст. 101 НК РФ, в ходе которых у налогоплательщика и иных лиц могут быть истребованы документы в порядке, установленном ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ. Срок дополнительных мероприятий не может превышать 1 месяца.

 

В требовании инспектор указывает, какие документы и на основании какой статьи Налогового кодекса РФ он истребует, в какой срок их надо представить, а также приводит информацию о том, в каком виде следует представлять документы, а также ответственность за непредоставление.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 № 15333/07 отметил, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные об истребуемых документах. Несоблюдение этих условий влечет за собой невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Требование о представлении документов может быть предъявлено в течение всей выездной проверки (абз. 1 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Также истребование документов возможно и после окончания выездной проверки, так как это является одной из форм дополнительных мероприятий (Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 650-О-О).

Однако истребование документов в ходе дополнительных мероприятий возможно только до вынесения соответствующего решения по итогам проверки и обязательно должно быть указано в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2008 № А40-7183/07-98-55).

Такое решение вправе вынести руководитель налоговой инспекции или его заместитель, если в ходе рассмотрения материалов проверки выяснится, что каких-либо доказательств недостаточно (абз. 1 и 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Если налоговики затребовали документы, но до истечения 10-дневного срока на их представление закончили проверку и составили справку о ее проведении (п. п. 8, 15 ст. 89 НК РФ), то налогоплательщик все равно должен выполнить требование, поскольку НК РФ не предусматривает в данной ситуации оснований для оставления требования без исполнения (Письма от 13.02.2008 № 03-02-07/1-58, от 17.01.2008 № 03-02-07/1-19).

Однако имеются судебные решения, в которых суды делают противоположный вывод (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2009 № Ф04-4038/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.10.2011 № А53-23465/2010). В приведенных примерах налогоплательщики не исполнили требование о представлении документов, полученное за день до окончания выездной проверки, и налоговая инспекция привлекла их к ответственности на основании ст. 126 НК РФ. Однако в такой ситуации суды посчитали, что оснований для применения ответственности нет. Они исходили из того, что, вручая требование о представлении документов, налоговый орган заведомо не мог провести анализ полученных документов в пределах срока проверки.

Стоит отметить, что в Письме Минфина России от 09.02.2010 № 03-02-07/1-51 налоговики высказали мнение, что срок проведения дополнительных мероприятий может быть добавлен к сроку продления рассмотрения материалов. То есть материалы проверки рассматриваются в общей сложности десять дней и два месяца.

Нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки могут быть основанием для отмены решения инспекции, только если они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

В случае, если, что налоговые органы рассматривают материалы налоговой проверки и (или) принимают решение позже установленного срока, оспорить итоговое решение налогового органа не удается ( Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2012 № А05-7012/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 11.10.2010 № А29-12830/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2010 № А45-9566/2009).

Затребование информации у третьих лиц. После окончания выездной проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ) в качестве дополнительных мероприятий может быть затребовании информация у третьих лиц.

Налоговики могут затребовать и получить необходимые документы (информацию) от третьего лица не напрямую, а только через ту инспекцию, в которой третье лицо состоит на налоговом учете (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);

Также необходимость истребовать у налогоплательщика какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, должна быть подробно обоснована налоговиками, что подтверждается сложившейся судебной практикой, например Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)

Законодательство не содержит конкретного перечня информации и документов, которую могут запросить налоговые органы (Письма Минфина России от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС России от 25.07.2007 № 06-1-04/496@). Но при всем этом должно соблюдаться требование: запрашиваемая информация должна касаться предмета проверки, изучаемой конкретной сделки.

Что касается сроков истребования документов, то истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), при проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) или в рамках дополнительных мероприятий. То есть истребование документов за пределами сроков дополнительных мероприятий неправомерно.

Однако суды принимают в качестве доказательств документы, которые получены в ходе встречной проверки, проведенной в период после вручения справки об окончании выездной проверки и до составления акта по ее результатам (Определение ВАС РФ от 11.02.2010 № ВАС-24/10).

Истребование информации о налогоплательщике у третьих лиц возможно также вне рамок выездной (камеральной) проверки. В этом случае налоговики вправе истребовать только информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ, Письма Минфина России от 07.02.2011 № 03-02-08/9, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 17)).

Дополнительно Вы можете ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу:

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2008 № А65-991/2008

Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2011 № А40-92918/10-114-431

Постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11

Постановление ФАС Уральского округа от 27.12.2012 № А47-7155/2012

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2012 № А03-20070/2011

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2012 № А55-29358/2011

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.10.2012 № А51-22864/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2012 № А19-6633/2011

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 № А19-12548/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2012 № А67-3725/2011

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2013 № А65-10975/2012

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2012 № А51-8667/2011

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 № А27-4698/2010

10.06.2013 г.

С уважением,

эксперт Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Валентина Яковлева

Ответ утвержден:

руководитель Горячей линии ЮСС «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль