Уведомление ФАС

2135

Вопрос

Вопрос по корпоративному и антимонопольному законодательству. Есть ли процент владения акциями в акционерном обществе, начиная с которого есть какие-либо (отчеты, информирование, запросы и т. п.) обязательства и/или обременения по антимонопольному законодательству РФ? Например, юр. лицо - не резидент РФ будет владеть 30% и более акциямив акционерном обществе РФ. Какие дополнительные обременения это на него возлагает? Есть ли порог владения в процентах, начиная с которого появляются вопросы от антимонопольных органов РФ?

Ответ

Установленный процент владения акциями в акционерном обществе, начиная с которого возникает обязанность уведомлять антимонопольный орган, отсутствует. Однако лица представляют в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю в случаях, указанных в статьях 27 - 29 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Как оспорить штраф за участие в соглашении, нарушающем антимонопольное законодательство (ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ);

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания

«Подача ходатайств и уведомлений в антимонопольные органы. Какие детали требуют особого внимания В начале января 2012 года вступил в силу так называемый третий антимонопольныйпакет – поправки в Федеральный закон от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ) и некоторые другие законодательные акты. Принятие этих изменений повлекло за собой существенные изменения практически во всех аспектах антимонопольного регулирования. Но, несмотря на ожидания бизнес-сообщества, контроль за сделками с акциями (долями) и иным имуществом компаний (так называемый контроль за экономической концентрацией) не снижен, а процедура подачи документов на предварительное согласование либо последующее уведомление антимонопольного органа об этих сделках не стала более прозрачной. Между тем нарушение этой процедуры впоследствии может стать причиной признания вышеуказанных сделок недействительными по иску антимонопольного органа, если они привели или могут привести к ограничению конкуренции (ч. 24 ст. 34 закона № 135-ФЗ). Кроме того, за непредставление ходатайства или подачу ходатайства с заведомо недостоверными сведениями, а равно за нарушение порядка и сроков его подачи предусмотрен штраф от 300 до 500 тыс. рублей (ч. 3 ст. 19.8 КОАП РФ), а за аналогичные нарушения в части уведомлений о совершении сделок штраф составляет от 150 до 250 тыс. рублей.

Очень часто компании становятся правонарушителями по вышеуказанным составам не умышленно, а из-за своих технических недочетов, которые допустили при подаче ходатайства о получении согласия на сделку или уведомления о ее осуществлении. Поэтому юристу компании важно знать, как обойти некоторые наиболее распространенные трудности при подготовке и подаче соответствующих ходатайств и уведомлений.

Форма и содержание ходатайства и уведомления

Nota bene!

Документы, прилагаемые к ходатайству или уведомлению, представляются в виде оригиналов либо копий. Копии заверяются подписью лица, которое подписывает само ходатайство или уведомление (как правило, это руководитель компании-заявителя), а также печатью этой компании. Копии учредительных документов должны быть удостоверены нотариально (п. 3.173.19регламента № 294). Пакет документов (кроме копий учредительных документов) представляется в прошитом виде и должен включать в себя опись всех представленных документов и сведений (п. 3.173.19регламента № 294).

Закон № 135-ФЗ определенно называет лицо, ответственное за получение согласия антимонопольного органа на сделку или за направление уведомления об осуществлении сделки: это лицо, приобретающее акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов или права в отношении хозяйствующих субъектов (п. 34 ч. 1 ст. 32, п. 5 ч. 1 ст. 30 закона № 135-ФЗ). Именно это лицо подает соответствующее ходатайство или уведомление об осуществлении сделки (ч. 23 ст. 32 закона № 135-ФЗ) и несет административную ответственность в случае совершения сделки без получения одобрения антимонопольного органа или нарушения сроков и порядка его получения (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Унифицированная форма самого ходатайства о согласовании сделки, равно как и уведомления об осуществлении сделки законодательством не предусмотрена, поэтому эти документы составляются в произвольной форме. Однако приказом ФАС России от 17.04.08 № 129 (далее – приказ № 129) утверждена форма представления сведений, которые в обязательном порядке представляются вантимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением. Помимо самого ходатайства (уведомления), а также вышеуказанной формы со сведениями компании нужно представить документы со сведениями о компании-заявителе и о компании, являющейся объектом экономической концентрации. Перечень этих документов установлен в части 5 статьи 32 закона № 135-ФЗ.

Важно учитывать, что Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций <…>, утвержденный приказом ФАС России от 20.09.07 № 294 (далее – регламент № 294), обязывает заявителя дублировать документы, прилагаемые к ходатайству, на электронном носителе (п. 3.15 регламента № 294). Хотя такого требования нет в законе № 135-ФЗ, его приходится учитывать.

Nota bene!

Ходатайство или уведомление можно подать вантимонопольный орган тремя способами: лично заявителем, курьером под расписку либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 3.21 регламента № 294). При этом, несмотря на то, что формально лицо, подающее ходатайство или уведомление от имени иного лица, должно быть уполномочено заявителем, на практике при представлении документов вантимонопольный орган курьером наличие у него соответствующей доверенности не проверяется.

Отсутствие некоторых сведений. В соответствии с частью 5.1 статьи 32 закона № 135-ФЗ при отсутствии каких-либо из предусмотренных перечнем документов и сведений ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя. Аналогичной нормы в отношении уведомления в законе № 135-ФЗ не предусмотрено, однако, согласно приложению № 3 регламента № 294, в ситуациях, когда уведомление содержит неполный пакет необходимых документов, антимонопольный орган также уведомляет компанию о том, что уведомление не представлено.

На практике иногда возникают сложности, связанные с тем, что заявитель в полной мере не располагает точными сведениями, которые требуется раскрыть антимонопольному органу согласно форме, утвержденной приказом № 129 . Особенно это касается сведений о показателях хозяйственной деятельности заявителя и компании – объекта экономической концентрации (то есть компании, чьи акции, доли в уставном капитале или иное имущество приобретаются по сделке). В таком случае допускается указывать приблизительные показатели. При этом в форме нужно отметить, что соответствующие сведения указаны «оценочно», и пояснить антимонопольному органу способы оценки (п. 3.20 регламента № 294). Если нет возможности указать даже оценочные сведения, то единственный выход – пояснить в форме, что компания соответствующими сведениями не располагает, и объяснить причину (эта возможность тоже предусмотрена в пункте 3.20 регламента № 294).

При этом существует ряд сведений и документов, без представления которых обойтись нельзя. В частности, это сведения о предмете сделки, одобрение которой требуется получить (или о которой уведомляется антимонопольный орган), бухгалтерский баланс заявителя, документ об оплате госпошлины.

При заключении договора на любом иностранном языке обязательно нужно приложить его нотариально заверенный перевод на русский язык (п. 3.18регламента № 294).

Выбор органа, в который подается ходатайство

Ходатайства об одобрении сделок могут рассматривать как центральный аппарат ФАС России (далее – ФАС), так и его территориальные органы.

По общему правилу ходатайство подается в территориальный орган по местонахождению той компании, акции, доли, права или имущество которой приобретаются по сделке, требующей одобрения (п. 3.5 регламента № 294). Например, если компания, зарегистрированная в Москве, намерена приобрести пакет акций АО, зарегистрированного в Краснодарском крае, то обращаться за согласованием сделки следует в управление ФАС России по Краснодарскому краю. Но из этого правила есть исключения. В зависимости от суммарной стоимости активов компании-покупателя и компании – объекта экономической концентрации и их групп лиц либо их суммарной выручки от реализации товаров некоторые ходатайства представляются непосредственно в центральный аппарат ФАС России (п. 3.7 регламента ФАС). Кроме того, ФАС России дает согласие на совершение сделок, участником которых является хозяйствующий субъект, внесенный в перечень стратегических предприятий (Указ Президента РФ от 04.08.04 № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»). Однако представление ходатайства в неуполномоченный антимонопольный орган не влечет за собой отказ в его принятии к рассмотрению.Антимонопольный орган самостоятельно передает его в тот территориальный орган или центральный аппарат ФАС России, к компетенции которого относится одобрение данной сделки (п. 3.133.14 регламента № 294).

Сведения о предмете договора. Вместе с ходатайством или уведомлением компания должна представить, в частности, документы, определяющие предмет и содержание сделки, требующей одобрения или уведомления (п. 3 ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ). Когда речь идет об уведомлении о совершенной сделке, проблем с этим документом не возникает – достаточно представить копию заключенного сторонами договора. Но когда подается ходатайство об одобрении будущей сделки, бывает, что к моменту обращения в антимонопольный орган проект договора еще окончательно не согласован. В такой ситуации достаточно формально соблюсти требование закона и представить информацию о предмете планируемого договора и его существенных условиях. Эти сведения можно указать в произвольной форме. Важный момент: если заключению основного договора предшествовало заключение предварительного договора, то вместе с ходатайством обязательно представляется копия заключенного ранее предварительного договора.

Бухгалтерский баланс заявителя. Закон требует прикладывать к ходатайству или уведомлению бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства. Если подается уведомление об осуществлении сделки, нужно приложить баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления этой сделки, иного действия (п. 7 ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ). Одна из довольно распространенных ошибок заявителей – приложение к ходатайству или уведомлению баланса, составленного не на ту отчетную дату, на которую нужно.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н).

Следовательно, отчетными периодами для составления бухгалтерской отчетности и ее представления для коммерческих компаний являются первый, второй, третий кварталы и год. Например, если сделка, о которой нужно уведомить антимонопольный орган (без предварительного согласия), была осуществлена 20 сентября, то необходимо представить бухгалтерский баланс по состоянию на 30 июня, а не на 30 сентября (последний отчетный период – второй квартал, так как третий квартал на момент совершения сделки еще не закончен).

Уплата госпошлины требуется только в случае предварительного согласования сделки. Последующее уведомление о совершенной сделке пошлиной не облагается.

Платежное поручение об уплате госпошлины. Предварительное согласование сделки с антимонопольным органом требует уплаты государственной пошлины в размере 20 тыс. рублей (ч. 4.1 ст. 32 закона № 135-ФЗ, подп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При отсутствии документа об оплате госпошлины заявителю будет отказано в приеме документов. Платежное поручение (лучше с оригинальной отметкой банка) прикладывается дополнительно к документам в составе ходатайства и первым изымается представителем антимонопольного органа на стадии первичного ознакомления с документами.

Если компания готовит пакет документов не самостоятельно, а обращается с этой целью к консультантам, то бывает, что госпошлину оплачивает компания, оказывающая консультационные услуги. Она перечисляет необходимую сумму со своего банковского счета, а позднее просто включает ее в счет, выставляемый клиенту за оказанные ему услуги. До сих пор случаев отказа в принятии такого способа оплаты госпошлины со стороны антимонопольных органов не было. Но поскольку налоговое законодательство формально не предусматривает возможности исполнения обязанности по уплате налога иным лицом, а не самим налогоплательщиком, во избежание рисков лучше такую оплату проводить непосредственно со счета компании, от имени которой подается ходатайство.

Документы, сопутствующие основному пакету. К ходатайству (уведомлению) и пакету документов обязательно должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Это требование предусмотрено пунктом 3.17 регламента № 294. Кроме того, если ходатайство (уведомление) подписывает и представляет в антимонопольный орган представитель заявителя по доверенности, то необходимо приложить оригинал его доверенности. В практике автора однажды возникла ситуация, когда получение согласия на сделку оказалось под угрозой срыва из-за отсутствия в доверенности образца подписи доверенного лица, хотя, как известно, его подпись в доверенности вовсе не требуется (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Тем не менее у сотрудника антимонопольного органа при приеме ходатайства и приложенных к нему документов возникли сомнения в том, что они подписаны и подаются уполномоченным на это лицом (из-за отсутствия образца подписи в доверенности сотрудник ведомства не мог сверить подписи на сшивке документов). Разумеется, эта ситуация не имеет отношения к требованиям законодательства, но во избежание подобных трудностей лучше включать в текст доверенности образец подписи поверенного, заверяя ее подписью лица, выдавшего доверенность от имени компании-доверителя, и печатью этой компании.

Сделки, которые требуют согласия или уведомления

Согласия или уведомления антимонопольного органа требуют только сделки, которые отвечают определенным критериям.

Сделки с акциями, долями и активами коммерческих организаций, для которых нужно предварительное согласие антимонопольного органа, названы в части 1 статьи 28 закона № 135-ФЗ.
Необходимость согласования зависит, в частности, от размера доли в уставном капитале другой компании (размера пакета голосующих акций), право на распоряжение которыми в результате сделки получает заявитель или его группа лиц, а также от того, соответствуют ли компания-заявитель и компания, являющаяся объектом экономической концентрации, определенным критериям. Эти критерии касаются суммарной стоимости активов вышеуказанных компаний (и их групп лиц) или их суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год, а также от стоимости активов компании, являющейся объектом экономической концентрации.
Сделки, которые вместо получения предварительного согласия требуют только уведомления антимонопольного органа после их совершения, фактически те же самые, что и сделки, требующие согласования. Только критерии, касающиеся участников этих сделок (относительно стоимости их активов и размера выручки), для данного случая установлены в более низких значениях (п. 5 ч. 1 ст. 30 закона № 135-ФЗ).
В отношении сделок с долями, акциями или активами финансовых организаций (включая лизинговые, страховые компании) предусмотрены особые критерии (ст. 29п. 6 ст. 30 закона № 135-ФЗ).

Представление неполного пакета документов

Согласно части 5.1 статьи 32 закона № 135-ФЗ, если документы и сведения представлены не в полном объеме, то антимонопольный орган в 10-дневный срок уведомляет заявителя о том, что ходатайство считается непредставленным. При этом те документы, которые были направлены вантимонопольный орган, хранятся только в течение 14 дней со дня их поступления. То есть у заявителя с момента получения уведомления антимонопольного органа есть всего несколько дней на то, чтобы донести недостающие документы к неполному пакету, иначе его придется собирать заново. Ходатайство считается представленным со дня его подачи в антимонопольный орган со всеми документами и сведениями (п. 3.22 регламента № 294).

Nota bene!

Уведомление о совершении сделки должно быть подано не позднее чем через 45 дней после даты ее совершения (п. 5 ч. 1 ст. 30 закона № 135-ФЗ). Для подачи ходатайства о согласовании сделки конкретный срок законодательством не установлен. Поэтому нарушением срока подачи этого ходатайства признаются ситуации, в которых компания-заявитель подает его уже после совершения сделки (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.10 по делу № А56-50726/2009).

Пункт 3.30 регламента № 294 и приложение № 3 к этому регламенту, в котором описаны административные действия сотрудников антимонопольных органов при рассмотрении ими ходатайств и уведомлений, предусматривают несколько иной порядок действий в случае получения от заявителя неполного комплекта документов (это касается не только ходатайств, но и уведомлений). В этом случае сотрудники антимонопольного органа не просто сообщают заявителю о том, что ходатайство или уведомление не представлено, но и запрашивают недостающие документы. Причем они должны сделать это не в течение десяти дней, как указано в законе № 135-ФЗ, а в течение пяти рабочих дней. На практике это зачастую происходит проще: сотрудник сразу звонит и сообщает, что каких-то документов не хватает, и предлагает представить их в максимально сжатые сроки. И только если заявитель этого не делает, ему направляется официальное письменное сообщение о том, что ходатайство или уведомление считаются непредставленными. По этой причине очень важно указывать в уведомлениях и ходатайствах подробную контактную информацию.

Документы, которые представлять не обязательно. Непредставление некоторых документов из перечня не влечет за собой признание ходатайства или уведомления непредставленным, так какантимонопольный орган может самостоятельно получить их в других государственных органах по межведомственному запросу. Это копии лицензий заявителя, а также его финансово-экономическаяотчетность (или отчетность компании, являющейся объектом экономической концентрации), если соответствующие компании являются кредитными организациями (ч. 5.25.4 ст. 32 закона № 135-ФЗ)».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль