Механизм продления срока гос. контракта при обоюдном согласии сторон

491

Вопрос

С поставщиком заключен гос .контракт (44-ФЗ) на определённый срок, дело усложняется тем, что срок контракта продлевается не по вине ни одной из сторон, оформляется дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гос. контракта. В течение увеличенного срока исполнения контракта у поставщика истек срок банковской гарантии. Заказчик запросил у поставщика предоставить продленную банковскую гарантию или предоставить новую на сумму, уменьшенную от фактически выполненных работ. Поставщик продолжает выполнять работы, но не предоставляет банковскую гарантию, ссылаясь на то, что банк не видит на сайте гос. закупок информации о продлении срока контракта. Как поступить заказчику? Можно ли внести информацию о продлении контракта на сайте гос. закупок?

Ответ

При изменении условий контракта, заключенного в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, заказчик в течение одного рабочего дня должен опубликовать информацию об этом на официальном сайте госзакупок. Однако возможность изменения срока исполнения контракта законом не предусмотрена. То есть пролонгировать контракт по общему правилу нельзя. Поэтому на случай проведения проверки рекомендуем заранее подготовить объяснение для специалистов контрольного органа. Следует отметить, что в ходе исполнения контракта способ обеспечения может быть изменен. Если контрагент уже исполнил частично свои обязательства, он может пропорционально уменьшить размер обеспечения контракта и вместе с этим изменить способ обеспечения. Так, если изначально подрядчик предоставлял банковскую гарантию, то после выполнения части работ может изменить его на залог денежных средств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Можно ли пролонгировать государственные (муниципальные) контракты

«По общему правилу контракт изменить нельзя. Но в 2015 году у заказчиков в некоторых случаях есть возможность изменить срок контрактов (а значит, и пролонгировать их), но только в пределах текущего года.

Изменение условий контракта допускается в строго установленных случаях. Об этом прямо сказано в части 2 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Причем это правило установлено для всех контрактов (договоров), независимо от того, как они заключены:

  • по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений;
  • с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), даже если он заключен в форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ.

Случаи, когда можно изменять условия контракта, установлены в части 1 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Их перечень приведен в таблице. Однако изменения срока исполнения контракта в этом перечне нет. А ведь пролонгация – это не что иное, как изменение срока: при пролонгации срок контракта продлевается. Поэтому контракт пролонгировать нельзя.

Аналогичной позиции придерживается и ФАС России при проверках, о чем сказано в пункте 8 приложения к письму Казначейства России от 19 мая 2015 г. № 07-04-05/09-319

2. Рекомендация: Как подать сведения о контракте в реестр контрактов

«Порядок представления сведений в реестр контрактов утвержден приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н. Он является единым и применяется независимо от того, за счет каких средств заключен контракт.

В соответствии с утвержденным порядком, в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта сведения о нем нужно подать в Казначейство России. Для этого используйте систему «Электронный бюджет». Сервис можно найти так:

  • на сайте Единого портала бюджетной системы России www.budget.gov.ru перейдите в раздел «Бюджет», далее – «Расходы»/«Реестры контрактов и договоров, заключенных заказчиками»;
  • в личном кабинете заказчика на сайте www.zakupki.gov.ru перейдите в раздел «Реестр контрактов».

Чтобы подать сведения, предварительно нужно зарегистрироваться в системе.

Об этом сказано в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084,пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н, и письме Казначейства России от 16 февраля 2015 г. № 07-04-05/12-111.

Если у заказчика нет технической возможности направить документы в электронном виде, Казначейство России обязано предоставить для этих целей специально оборудованные рабочие места.

Полный перечень сведений, которые нужно представить для включения в реестр контрактов, установлен частью 2статьи 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084пунктами 15–33 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н.

Кроме того, заказчик должен через официальный сайт сообщать в Казначейство России (для внесения в реестр контрактов) данные:

Об этом сказано в пунктах 34–37 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н.

По общему правилу обо всех вышеуказанных событиях нужно сообщать в течение трех рабочих дней. Но об изменении и расторжении контракта сведения нужно направить в течение одного рабочего дня. Об этом сказано в части 3статьи 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084письме Казначейства России от 3 марта 2015 г. № 05-07-05/11письме Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 23232-ЕЕ/Д28и.

Внимание: контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате. Исключение установлено только для договоров, которые заключены в соответствии с пунктами 4 и 5части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Об этом сказано в части 8 статьи 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 11 июля 2014 г. № 02-03-10/34010, указывая на то, что финорган вправе установить в порядке санкционирования на местном уровне положения об отказе в проведении оплаты контракта, если сведения о нем отсутствуют в реестре контрактов.

За непредставление или несвоевременное представление сведений Казначейству России предусмотрена административная ответственность. Так, проверяющие могут оштрафовать должностных лиц учреждения (осуществляющих функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии) на сумму 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31ст. 2.4 КоАП РФ).»

3. Рекомендация: Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок

«Виды обеспечения исполнения контракта

Для обеспечения исполнения контракта может быть использован только один из способов, которые прямо установлены законодательством, а именно:

  • внесение денег на счет заказчика;
  • предоставление банковской гарантии (срок банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц).

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. При этом если участник сделал выбор в пользу банковской гарантии, то он должен представить только один гарантийный документ от одного банка. Представление нескольких банковских гарантий или гарантии в смешанном виде (частично – в виде денег, а частично – в виде банковской гарантии) неправомерно.

Об этом сказано в части 3 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 19 сентября 2014 г. № Д28и-1893.

Замена способа обеспечения

Если контрагент уже исполнил частично свои обязательства, он может пропорционально уменьшить размер обеспечения контракта и вместе с этим изменить способ обеспечения. Так, если изначально подрядчик вносил залог, то после выполнения части работ может изменить его на банковскую гарантию и наоборот.

Обратите внимание, изменить способ обеспечения можно только при уменьшении суммы обеспечения на размер выполненных обязательств (т. е. сделать это можно только в процессе исполнения контракта). В других случаях это не допускается. Например, нельзя изменить вид обеспечения до начала исполнения контракта.

Об этом сказано в части 7 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2864.

Процедура замены способа обеспечения законодательно не утверждена. Как вариант, контрагент может написать заказчику письмо следующего содержания: «В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ принято решение о замене способа обеспечения исполнения контракта. Направляем обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии. Просим вернуть обеспечение в виде внесенных денежных средств на наш счет».

Возврат обеспечения исполнения контракта

Если судебный акт или обстоятельства непреодолимой силы препятствуют заключению контракта в течение более 30 дней, конкурс может быть признан несостоявшимся. В этом случае заказчик должен вернуть победителю обеспечение исполнения контракта в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся (ч. 9 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если контракт с победителем заключен, вернуть обеспечение исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) нужно в сроки, установленные в контракте (п. 27 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Причем специалисты Минэкономразвития России отметили, что деньги, предоставленные заказчику как обеспечение исполнения контракта, должны быть возвращены поставщику (подрядчику, исполнителю) после исполнения им основного обязательства по контракту. В то же время условиями контракта может быть предусмотрен возврат обеспечения по истечении гарантийных обязательств поставщика. Но это не обязательно, так как гарантийные обязательства по общему правилу не требуют дополнительного обеспечения со стороны поставщика. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2865.

В случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта заказчик вправе полностью или частично взыскать с него сумму обеспечения. При этом в 2015 году по контрактам, которые обеспечены банковской гарантией, заказчик вправе провести реструктуризацию задолженности банков по выплате сумм обеспечения (ч. 11 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Правила реструктуризации утверждены постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 г. № 405



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.