Открытый конкурс между автовокзалами на перевозку пассажиров

67

Вопрос

Завтра будет разбирательство в УФАС на предмет, есть ли признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях заказчика (МинТранс РТ). У нас имеется автовокзал. Имеется также договор с МинТрансом РТ по 70 закону РТ "Об организации пассажирских перевозок". Как по закону МинТранс РТ осуществляет выбор (определение) автовокзалов, которые будут осуществлять обслуживание пассажиров? Нужны суд. практика, ссылки на закон. Обязательно ли проводить торги на право заключения договоров по обслуживанию пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом? Также, какова практика?

Ответ

Проводить конкурс в данном случае необязательно.

В соответствии со ст.10 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ заказчик пассажирских перевозок заключает договоры с автовокзалами, пассажирскими автостанциями, определяющие условия пользования услугами автовокзалов, пассажирских автостанций всеми перевозчиками, допущенными к выполнению регулярных маршрутных перевозок.

В отношении права на осуществление пассажирских перевозок вышеуказанная статья содержит обязанность проведения открытого конкурса. Примером может служить решение арбитражного суда Республики Татарстан от 05.04.2010г. по делу №А65-37192/2009-СГЗ-15.

Обычно автовокзал является хозяйствующим субъектом, имеющим на рынке определенного товара долю более 35% или занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (и вносится в Реестр хозяйствующих субъектов в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 декабря 2007 года № 896). Практикой по таким делам является Постановление ФАС УО от 13.09.2013 №№ А50-24127/2012, Ф09-9242/2013. Также вокзал имеет определенное территориальное положение.

Поэтому нами не найдено ни одной практики, когда между автовокзалами проводился открытый конкурс на обслуживание пассажиров.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Закон Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан»:

« Статья 10. Функции заказчика пассажирских перевозок

1. Заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе:

определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам;

формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований (абзац с изменениями на 2 ноября 2012 года, - см. предыдущую редакцию);

организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (абзац с изменениями на 2 ноября 2012 года, - см. предыдущую редакцию);

по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок (абзац с изменениями на 2 ноября 2012 года, - см. предыдущую редакцию);

ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам;

формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть;

в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте;

утверждает паспорта маршрутов и расписание движения пассажирского транспорта по регулярным маршрутам;

ведет реестр регулярных маршрутов и на его основе разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети;

публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписание движения транспортного средства и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг;

разрабатывает и утверждает в соответствии с требованиями нормативных правовых актов порядок допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по регулярным маршрутам;

заключает договоры с автовокзалами, пассажирскими автостанциями, определяющие условия пользования услугами автовокзалов, пассажирских автостанций всеми перевозчиками, допущенными к выполнению регулярных маршрутных перевозок;

контролирует работу диспетчерских пунктов, автовокзалов и пассажирских автостанций;

обеспечивает контроль за исполнением перевозчиками правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств;

организует обустройство и содержание регулярных маршрутов, в том числе организует обустройство и содержание остановочных пунктов на маршрутах;

осуществляет координацию работы пассажирских транспортных средств перевозчиков на маршрутах при нарушениях утвержденных расписаний, вызванных неблагоприятными дорожными или погодно-климатическими условиями или чрезвычайными обстоятельствами;

своевременно компенсирует перевозчикам их расходы, связанные с перевозкой пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживанием маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок, в соответствии с нормативными правовыми актами и договорами на осуществление пассажирских перевозок;

рассматривает обращения граждан по вопросам транспортного обслуживания.»

2. Постановление ФАС УО от 13.09.2013 №№ А50-24127/2012, Ф09-9242/2013:

«Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги автовокзалов (автостанций), занимают монопольное положение с долей 100% в территориальных границах городских округов, городских и сельских населенных пунктов, в том числе, общество - в границах с. Барда, г. Оса, г. Нытва, г. Очер, п. Юго-Камский Пермского муниципального района, п. Звездный Пермского муниципального района Пермского края. Рынок на этих территориях является высококонцентрированным, тип - чистая монополия.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").

С момента включения Автовокзала в упомянутый выше Реестр на начало 2011 г. и за период 2011 г. сведений о каких-либо изменениях на рынке оказания услуг автовокзалов (автостанций) на территории Пермского края, кроме тех, которые исследованы антимонопольным органом, связанных с передачей имущества Автовокзала в аренду другим хозяйствующим субъектам, в том числе, обществу, не имелось; заявлений об изменении доли на товарном рынке в тех или иных географических границах, в том числе, в границах с. Барда, г. Оса, г. Нытва, г. Очер, п. Юго-Камский Пермского муниципального района, п. Звездный Пермского муниципального района Пермского края, от Автовокзал, третьих лиц не поступало.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль