Хочу оспорить установку дорожного знака Стоянка запрещена

3282

Вопрос

Хочу оспорить установку дорожного знака «Стоянка запрещена». Знак поставлен вдоль жилого дома, но распространяет свое действие на 1,5 км промышленной зоны. Ширина дороги - три полосы в каждом направлении. Сотрудники ГИБДД поясняют, что данный знак поставлен в связи с жалобами жильцов жилого дома. Считаю, что зона действия данного знака должна быть ограничена рамками жилой зоны и не распространять свое действие на промзону в связи с достаточной шириной дорожного полотна. Интересуют нормативные акты по данному вопросу и судебная практика

Ответ

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 12.12.1995 года № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 22.7 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410 к числу обязанностей должностных лиц ГИБДД УВД относится организация контроля за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждение их и выдача предписаний дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

Согласно «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, знаки 3.28 «Стоянка запрещена» <*>, 3.29 «Стоянка запрещена по нечетным числам месяца» <*> и 3.30 «Стоянка запрещена по четным числам месяца» <*> применяют для запрещения стоянки.

Знаки 3.27 — 3.30 устанавливают на той стороне дороги, на которой вводится запрещение.

Для запрещения остановки или стоянки вдоль одной из сторон площади, фасада здания и т.п. знаки 3.27 — 3.30 с одной из табличек 8.2.5, 8.2.6 или с обеими табличками одновременно допускается устанавливать напротив въезда на площадь, подъезда к зданию и т.п. лицевой стороной к водителям транспортных средств.

В населенных пунктах повторные знаки 3.27 — 3.30 диаметром 250 мм (без табличек 8.2.2 — 8.2.4) для подтверждения введенных ранее ограничений допускается устанавливать за выездами с прилегающих территорий, признаки которых могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств.

Зона действия любого из знаков 3.27 — 3.30 может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия повторных знаков 3.27 — 3.30 с табличкой 8.2.3 (что является предпочтительным) или применением таблички 8.2.2 либо установкой другого знака из указанного перечня или установкой знака 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.2.1 «Зона действия».

Допускается применять знак 3.27 с разметкой 1.4, знак 3.28 — с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

Действие знаков 3.10, 3.27 — 3.30 распространяется на сторону дороги, где установлен знак.

Исходя из вышеизложенного, в том случае если установка дорожного знаку нарушает Ваши права и свободы либо созданы препятствия к осуществлению прав и свобод либо возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечены к ответственности, Вы вправе оспорить решения и действия органа местного самоуправления по установке данного дорожного знака в судебном порядке — гл. 25 ГПК РФ или, если решение будет оспаривать организация,— в порядке гл. 24 АПК РФ.

Если знак установлен без соответствующего решения либо в нарушение его, подлежат обжалованию действия ГИБДД.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах ЮСС «Система Юрист».

1. Постановлением ФАС Поволжского округа от 02.06.2011 № А12-21027/2010

«Из материалов дела усматривается, в Тракторозаводском районе города Волгограда на автомобильной дороге по ул. Калужской установлены дорожные знаки: 5.21. «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны».

ЗАО «Бизнес Центр» согласно договору от 01.01.2008 арендует складской комплекс, состоящий из комплекса зданий и сооружений по адресу: г. Волгоград, ул. Калужская, 27.

Дорога по ул. Калужская является подъездной дорогой к арендуемому обществом складскому комплексу.

Установка дорожных знаков по ул. Калужской, по мнению заявителя, привела к полному блокированию проезда легкового и грузового транспорта к арендуемому обществом складскому комплексу*.

Обжалуя соответствующие действия сотрудников ОГИБДД УВД по г. Волгограду в арбитражный суд, заявитель считает, что установка дорожных знаков совершена с нарушением процедуры, а ограничение движения грузового транспорта по улицам Калужская — Переяславская нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции указал, что нарушений нормативных актов при установке дорожных знаков допущено не было и действия должностных лиц не нарушают права заявителя.

Апелляционный суд правомерно признал указанные выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Знаки 5.21 и 5.22 являются знаками особых предписаний. Эти знаки вводят или отменяют определенные режимы движения.

Согласно реестру автомобильных дорог Волгограда, утвержденному постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 № 2143 и СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» дороги по ул. Калужской и Переяславской относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в жилой застройке (группа В).

Согласно пункту 22.7 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 № 410 к числу обязанностей должностных лиц ГИБДД УВД относится организация контроля за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждение их и выдача предписаний дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

Оспариваемые действия по установке дорожных знаков, основаны на исполнении распоряжения главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р «О временном ограничении движения транспортных средств» ограничено движение транспортных средств по улице Калужской и улице Переяславской с 01.11.2008 по 31.12.2008*.

Распоряжением было предусмотрено, что в период действия временного ограничения движения транспортных средств, проезд транспортных средств осуществляется по местным проездам от 2-ой Продольной магистрали вдоль промышленной зоны с выходом к пересечению ул. Калужской с проездом к базе «Машхимторг».

В соответствии с распоряжением главы Волгограда от 14.01.2009 № 9-р «О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р «О временном ограничении движения транспортных средств» срок временного ограничения движения транспортных средств установлен с 01.11.2008 по 01.03.2009.

Срок действия первоначального распоряжения был изменен — с 01.11.2008 по 01.05.2009.

Временное ограничение движения транспортных средств на улице Калужской и улице Переяславской в период с 12.06.2009 по 12.08.2009 установлено распоряжением Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п «О временном ограничении движения транспортных средств», которым также предусмотрено, что в период действия временного ограничения движения транспортных средств проезд транспортных средств осуществляется по местным проездам от 2-ой Продольной магистрали вдоль промышленной зоны с выходом к пересечению ул. Калужской с проездом к базе «Машхимторг».

Согласно письму Управления внутренних дел по г. Волгограду от 18.10.2010 подрядная организация произвела установку дорожных знаков.

Однако, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2010 по делу № А12-18937/2008 признаны не действующими и не соответствующими части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 7 Устава города-героя Волгограда: распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р «О временном ограничении движения транспортных средств», распоряжение главы Волгограда от 14.01.2009 № 9-р «О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р «О временном ограничении движения транспортных средств», распоряжение главы Волгограда от 17.03.2009 № 178-р «О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р «О временном ограничении движения транспортных средств», распоряжение Департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п «О временном ограничении движения транспортных средств».

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Таким образом, оспариваемые по настоящему делу действия должностных лиц на момент их совершения не соответствовали закону*.

После признания незаконными распоряжений ограничивающих движение транспортных средств соответствующие дорожные знаки подлежали демонтажу*.

Согласно части 1 статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания действий должностных лиц незаконным необходимо, чтобы и действие (бездействие) не соответствовало закону или иному нормативному правовому акту и нарушало права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В данном случае при установке дорожных знаков не было учтено, что правовые основания для применения ограничения движения на спорном участке дороги уже отпали.

Доводы кассационных жалоб о том, что наличие дорожных знаков не нарушало прав заявителя повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, и правомерно отклонены апелляционным судом. Установка дорожных знаков 5.21. «Жилая зона» ограничивает движение транспортных средств, что создает препятствие в осуществлении предпринимательской деятельности заявителя.

Довод кассационной жалобы администрации Волгограда о том, что нормативные акты, которые явились основанием для установления дорожных знаков были признаны недействующими только по формальным основаниям не имеет правового значения, поскольку нормативные акты признанные недействующими не подлежат применению вне зависимости от оснований по которым они признаны недействующими.

Довод кассационной жалобы администрации Волгограда о том, что апелляционный суд не дал оценку недействующим распоряжениям на предмет их соответствия законодательству о безопасности дорожного движения, также отклоняется, поскольку выяснение указанных обстоятельств не входит в предмет доказывания по настоящему делу. Кроме того, суд не вправе давать оценку нормативным актам, которые уже признаны недействующими вступившим в силу судебным актом.

Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов".

2. Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 31.10.2012 № 33-3279/2012

«Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что автомобильная дорога на пересечении улиц Буйнакского и Казбекова в г. Избербаш является муниципальной собственностью городского округа «город Избербаш».

В соответствии с п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

ГИБДД УМВД России по г. Избербаш в рамках реализации контрольно-надзорных функций проведена проверка состояния пешеходных переходов, дорожных знаков. В ходе данной проверки установлено, что на пересечении улиц Буйнакского, Казбекова в г. Избербаш отсутствуют два дорожных знака 5.19.2 «Пешеходный переход» и 1.14.1 «Зебра».

ВРИО ГУИБДД по РД выдано МБУ «УЖКХ г. Избербаш» предписание об устранении выявленных недостатков в срок до 05.07.2012 года.

Правилами дорожного движения РФ, принятыми Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, предусмотрены предупреждающие знаки, к которым относится знак 1.23 «Дети» и знаки особых предписаний, к которым относятся знак «Пешеходный переход» 5.19.1 и 5.19.2.

ГОСТ Р 52289-2004 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Согласно п. 5.2.25 указанного ГОСТа знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 — 100 м, повторный — на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

В п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 — слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.

Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.

Согласно п. 6.2.17 указанного ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.

ГИБДД УМВД России по г. Избербаш проведена контрольная проверка выполнения мероприятий по предписанию, по результатам которой составлено письмо в прокуратуру. В письме указано, что администрацией не выполнены работы по установке дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2., 1.14.1.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что на органы местного самоуправления — Администрацию г. Избербаш законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог в границах города, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что работы по содержанию муниципальной автомобильной дороги на пересечении улиц Буйнакского и Казбекова в г. Избербаше администрацией города не были выполнены в соответствии с техническими нормами и требованиями, суд обоснованно в указанной части бездействие администрации городского округа «город Избербаш» признал незаконным*.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.

Вместе с тем, придя к правильному выводу в мотивировочной части решения о незаконности бездействия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, суд в резолютивной части ошибочно обязал администрацию г. Избербаш установить дорожные знаки.

В интересах законности, с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия при наличии указанного нарушения, считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и изменить резолютивную часть решения суда, указав об обязанности администрации городского округа «город Избербаш» обеспечить проведение необходимых работ по приведению в соответствие с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль