Нарушение банком норм законодательства ЗЗПП

20

Вопрос

Физ. лицо заключило с банком кредитный договор (КД) на приобретение авто. Физ лицо каждый год предоставляет в банк договор страхования КАСКО (полис). Банк отказался принять последний договор страхования (полис), ссылаясь на то, что в графе полиса марка/модель указан VIN вместо марки/модели транспортного средства. Банк в одностороннем порядке начал применять неустойку в связи с непредоставлением полиса. Как поступить физ лицу? Обратиться в суд или в Роспотребнадзор, чтоб избежать дальнейшего начисления неустойки, ведь фактически полис имеется, и в нем указан гос. номер, VIN, номер СТС кредитного авто? Усматривается ли у банка нарушение норм законодательства ЗЗПП, иного закона? Имеется ли судебная практика по аналогичным спорам?

Ответ

Банк не прав. Предъявите банку письменную претензию с требованием принять договор страхования и укажите, что Вы считаете неправомерным начисление неустойки. Вы необходимо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также Вы вправе обратиться в суд с иском о понуждении принять договор.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно ст. 12 ГК РФ

Защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Согласно ст. 30 Закона № 2300-1

Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных ст. 30 Закона № 2300-1 сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона № 2300-1.

В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 ст. 29 Закона № 2300-1.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона № 2300-1

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона № 2300-1 новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона № 2300-1.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона № 2300-1.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

6. Требования потребителя, установленные п. 1 ст. 28 Закона № 2300-1, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Также Вы вправе заявит требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона № 2300-1), об альтернативной подсудности (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1) в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.

Образец претензии банку, если страховая компания навязывается банком:

Управляющему доп. офиса ОАО Банк__

г-же ___________________

от ______________ФИО

Уважаемая ______________!

__ ________ 2015 был заключен кредитный договор № _____________ от _____ 2015 Согласно данному договору я обязан каждый год до полного погашения кредита предоставлять договор имущественного страхования на объект залога.

В связи с этим прошу принять договор имущественного страхования КАСКО АТС/______________ от ________ заключённый в филиале ОАО Страховая компания «_________________» в г. __________. Данная страховая компания отсутствует в списке организации, который предлагается Вашими сотрудниками.

Ограничение с Вашей стороны лишаются меня права в выборе любой страховой компании в соответствии с собственными пожеланиями, возможностями и личной выгодой, более того, я вынужден буду переплачивать страховую премию, которая в уполномоченной банком компании может оказаться выше среднерыночной.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести: к разделу товарного рынка по составу продавцов, к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него. Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 135-ФЗ не допускаются также иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные их согласованные действия, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно ст. 14.32 КоАП РФ заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 17 до 20 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, а на юридических лиц - от 0,01 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.

В случае отказа в удовлетворении моей просьбы, я вынужден буду направить заявление о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в УФАС по __________ области.

____ ______________ 2015 _____________(ФИО)

______________подпись

К сожалению, нам не удалось найти аналогичной судебной практики.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

<…>

<…>

  1. Письмо Роспотребнадзора от 24.07.2008 № 01/7907-8-27 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.2008 № 01/2973-8-32)»
  2. Письмо Роспотребнадзора от 01.04.2008 № 01/2973-8-32 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов»

<…>

3. Письмо Роспотребнадзора от 25.09.2007 № 0100/9706-07-32 «О контроле и надзоре в сфере потребительского кредитования (дополнение к письму от 12.07.2007 № 0100/7062-07-32)»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.