Нарушение законов №№ 89-ФЗ и 96-ФЗ

115

Вопрос

Согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2015 г. Общество подлежит проверке Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области. Общество проверяется по месту нахождения обособленного подразделения Общества (которое поставлено на учет в МИФНС). В плане указана цель проведения проверки:
1. Региональный гос. надзор в области охраны атмосферного воздуха ФЗ от 04.05.1999 "Об охране атмосферного воздуха"
2. Региональный гос. надзор в области обращения с отходами ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
1. К какой ответственности могут привлечь Общество за нарушения в данных областях (по возможности, по какой ст. КоАП РФ, УК и т. д.)? 2. Какие нарушения в области охраны атм. воздуха и обращения с отходами могут быть выявлены проверяющим органом?

Ответ

1. Нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. За совершение административных правонарушений юридическое лицо и виновных физических лиц могут привлечь к административной ответственности по ст.8.2, 8.6, 8.13, 8.19, 8.31 КоАП РФ. Уголовная ответственность предусмотрена для виновных физических лиц по ст.247 УК РФ. Гражданско-правовая ответственность выражается в возможности предъявления юридическому лицу требования о возмещении в полном объеме причиненного окружающей среде вреда (ст.1064 ГК РФ).

За нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха юридическое лицо и виновные физические лица могут быть привлечены также к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. Так, к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ могут быть привлечены юридическое лицо и виновные физические лица. К уголовной ответственности по ст.251 УК РФ могут быть привлечены виновные физические лица.

Кроме того, согласно ст.8.41 КоАП РФ виновные должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2. Основными нарушениями в области охраны атм. воздуха являются выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него; нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры; нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

Основными нарушениями в области обращения с отходами являются несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создают угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Общие требования к обращению с отходами установлены в главе III Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Общие требования по охране атмосферного воздуха установлены в главе III Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ.

Кроме того, отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

В обосновании представлена судебная практика по привлечению юр. лиц к ответственности за указанные нарушения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление 18 ААС от 26.01.2015 № А07-20258/2014

«Оспариваемым постановлением Управление Росприроднадзора по РБ вменяет обществу отсутствие мероприятий по проведению контроля за технологическими режимами в печах дожига и топливном газе.

Это нарушение квалифицировано в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ.

Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, подобное нарушение подлежит квалификации в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил охраны атмосферного воздуха), как наиболее специальной нормой. Действия (бездействия) по несоблюдению установленных регламентами нормативов по качеству используемого газа и температурному режиму, при определенных обстоятельствах, могут быть квалифицированы по ч. 3 статьи 8.21 КоАП РФ. То есть данная административным органом квалификация действий общества является неверной.

Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения.»

2.Постановление АС ВВО от 29.12.2014 № А29-3510/2014

«На основании положений Федерального закона об охране атмосферного воздуха и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, образует выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него в отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной и иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.

Субъектами данного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, в результате деятельности которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией источников негативного воздействия на окружающую среду, поэтому оно обязано соблюдать требования названных федеральных законов и в случае их несоблюдения является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Административный орган и суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявителем нарушены требования статьи 14 Федерального закона об охране атмосферного воздуха.* На момент проведения в отношении Общества проверки эксплуатация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществлялась в условиях отсутствия соответствующего разрешения.

Оценив материалы дела, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для полного освобождения ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» от административной ответственности. В то же время снижение размера административного штрафа, назначенного Обществу, ниже низшего предела судами произведено правомерно; позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, применена правильно.»

3.Постановление Краснодарского краевого суда от 23.04.2015

«Выявленные нарушения состояли в том, что ОАО «НКХП» произведен неверный расчет объемов (нормативов) образования отходов по <...> видам отходов; допущено занижение годовых нормативов указанных отходов ввиду несоответствия количества и марок автомобилей, для которых рассчитывался норматив, количеству и маркам фактически эксплуатируемых автомобилей; не учтены отходы от двух автомобилей – «<...>» и «НЕФАЗ <...>», а также от автомобилей, арендованных в 2013 году – «<...>» и «<...>»; средние годовые пробеги автомобилей, указанные в ПНООЛР, не соответствуют фактическим годовым пробегам автомобилей за <...> год, в связи с чем судом первой инстанции ОАО «НКХП» привлечено к административной ответственности.

Отменяя постановление суда первой инстанции, судья краевого суда указал на то, что срок, в течение которого юридическое лицо обязано внести корректировки в ПНООРЛ в виде отчета, не определен, а учитывая, что три единицы транспортных средств фактически начали эксплуатироваться в 2014 году, юридическое лицо вправе внести корректировки в ПНООРЛ до окончания 2014 года.

При этом судьей краевого суда установлено, что, несмотря на изменения в парке автомобилей фактический объем образования отходов в 2013 году, 1-м полугодии 2014 года, связанных с эксплуатацией автопарка, не превысил установленные нормативы.

Таким образом, судьей краевого суда установлено, что в действиях (бездействии) ОАО «НКХП» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.»

4.Постановление Пермского краевого суда от 03.04.2015 № 44а-173-2015

«Бездействия ООО «Березниковский кирпичный завод», выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных ст. 11, 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.»



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.