Уведомление о начале процедуры реорганизации

315

Вопрос

В январе 2015 года подало в ФНС г. Симферополь уведомление о начале процедуры реорганизации (форма 12003). На основании Распоряжения Совета Министров Р. К. и приказа Министерства ЖКХ РК председателем комиссии по прекращению назначен Филюшин В. В. На основании указанных документов обязана ли ФНС была внести изменения о руководителе, или следовало дополнительно предоставлять в ФНС форму 13001 или 14001?

Ответ

Регистрирующий налоговый орган не был обязан на основании заявления по форме Р12003 внести в ЕГРЮЛ сведения о лице, которое имеет право действовать от имени ГУП без доверенности. Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе ГУП необходимо подать заявление по форме Р14001.

Пункт 1 Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7−6/25@ утверждает формы заявлений для различных регистрационных действий:

форма Р12003 касается только уведомления о начале процедуры реорганизации,

изменение сведений ЕГРЮЛ в отношении лица, которое имеет право действовать от имени ГУП без доверенности, подается форма Р14001.

В соответствии с подп."а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, регистрирующий налоговый орган не вносит в ЕГРЮЛ сведения, которые предоставлены заявлением, не определенным законом для данных сведений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как назначается руководитель унитарного предприятия.

«Руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (директора, генерального директора) назначает собственник имущества предприятия, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; далее — Закон об унитарных предприятиях). О том, какие органы действуют от лица собственников имущества унитарных предприятий (далее — предприятие) и отвечают за назначение руководителей предприятий, указывается в отдельных актах.

Порядок назначения руководителя различается в зависимости от вида собственника имущества предприятия*:

  • если собственник — Российская Федерация, то применяется Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (далее — Положение о проведении конкурса), утвержденное постановлением Правительства Р. Ф. от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (далее — постановление № 234);

  • если собственник — субъект РФ, то действуют правила, установленные в законе субъекта РФ или нормативном акте органа исполнительной власти субъекта РФ (например, в городе Москве применяется постановление правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП «О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы»; далее — постановление № 441-ПП);

  • если собственник — муниципальное образование, то действуют правила, установленные в муниципальном правовом акте (например, в Химкинском районе Московской области применяется постановление главы Химкинского района МО от 20 июня 2003 г. № 25 «О порядке заключения трудовых договоров с руководителями муниципальных унитарных предприятий»; далее — постановление № 25).

  •  

Порядок назначения руководителя федерального государственного унитарного предприятия

От имени Российской Федерации решение о назначении руководителя предприятия принимает федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие (подп. «б» п. 1, подп. «б» п. 1.1 постановления Правительства Р. Ф. от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»).

Принять такое решение федеральный орган исполнительной власти (далее — ведомственный орган) может лишь после проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (п. 3 постановления № 234). Трудовому законодательству это не противоречит. Так, часть 2 статьи 275 Трудового кодекса РФ предусматривает, что нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, или учредительные документы организации могут устанавливать процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и т. д.).

Внимание! В отношении некоторых федеральных государственных унитарных предприятий действуют специальные правила назначения руководителя.

Специальный порядок назначения руководителя установлен для предприятий, включенных в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Р. Ф. от 20 июня 2011 г. № 1060-р.

Назначать руководителей таких предприятий ведомственные органы вправе только на основании решений Правительства Р. Ф., Председателя Правительства Р. Ф. или решений, принимаемых первым заместителем Председателя Правительства Р. Ф. или заместителем Председателя Правительства Р. Ф. по поручению Председателя Правительства Р. Ф. (п. 1, п. 1.1 Постановления о полномочиях). При этом конкурс на замещение должности руководителя может не проводиться (п. 3 постановления № 234).

Комиссия по проведению конкурса

Для проведения конкурса должна быть образована конкурсная комиссия (далее — комиссия). Ее формирует ведомственный орган (подп. «а» п. 2 Положения о проведении конкурса). К примеру, комиссию по проведению конкурса на замещение должности руководителя предприятия, подведомственного Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу), формирует Росимущество. Кроме того, Росимущество образует комиссию в отношении тех предприятий, которые в соответствии с распоряжением Правительства Р. Ф. не отнесены к ведению иных федеральных органов исполнительной власти (п. 1, 2 Порядка работы комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденного приказом Росимущества от 5 декабря 2011 г. № 379).

Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В составе комиссии право решающего голоса имеют:

  • представители ведомственного органа;

  • представитель Росимущества.

  •  

Также в состав комиссии с правом решающего голоса может входить полномочный представитель Президента Р. Ф. в федеральном округе, на территории которого находится предприятие.

Особое правило действует в отношении кандидатуры на должность руководителя предприятия оборонно-промышленного комплекса. При проведении такого конкурса в состав комиссии включаются с правом решающего голоса:

  • представитель Минобороны России;

  • постоянный член Военно-промышленной комиссии при Правительстве Р. Ф., замещающий должность федеральной государственной гражданской службы по служебному контракту.

  •  

Кроме того, в любом случае к работе комиссии можно привлекать экспертов с правом совещательного голоса. Как правило, в роли экспертов выступают признанные специалисты из сферы деятельности предприятия (научные сотрудники, директора других предприятий той же отрасли и т. д.). См., например, состав конкурсной комиссии открытого публичного конкурса на замещение должности директора федерального государственного унитарного предприятия «Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского».

Такие правила установлены в пункте 3 Положения о проведении конкурса.

Конкретный состав комиссии, а также сроки и порядок ее работы утверждает руководитель ведомственного органа (см., например, приказ Росморречфлота от 7 июля 2006 г. № 12 «О Комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральному агентству морского и речного транспорта»).

Внимание! При назначении лица на должность исполняющего обязанности руководителя предприятия необходимо проследить за тем, чтобы конкурс на замещение должности руководителя был проведен в максимально короткий срок.

Бывают ситуации, когда предприятию некоторый период времени приходится вести свою деятельность при вакантности должности руководителя (например, если прежнего руководителя уволили, а новый руководитель еще не назначен). В такой период обязанности руководителя может временно исполнять сотрудник по срочному трудовому договору. Причем договор действует до проведения конкурса на замещение должности руководителя (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2008 г. № 17АП-8929/2007-АК по делу № А50−10967/2007,постановлением ФАС Уральского округа от 14 апреля 2008 г. № Ф09−8914/07-С4 данное постановление оставлено без изменения).

Если ведомственный орган не предпримет никаких действий по проведению конкурса (в частности, не сформирует комиссию), то права собственника имущества предприятия будут нарушены. В этом случае орган, действующий от лица собственника (Росимущество), будет вправе обжаловать приказ о назначении на должность исполняющего обязанности руководителя предприятия. Причем суд, вероятнее всего, посчитает, что ведомственный орган нарушил правила пункта 3 постановления № 234, и признает приказ недействительным.

Пример из практики: суд признал недействительным приказ о назначении исполняющего обязанности директора федерального государственного унитарного предприятия, установив, что конкурс на замещение должности руководителя такого предприятия не проводился

Минсельхоз России (орган, в ведении которого находилось ФГУП «Т.») издал приказ об увольнении директора предприятия, а исполняющим его обязанности назначил гражданина Б.

Территориальный орган Росимущества посчитал, что нарушены права собственника имущества ФГУП «Т.», и обратился в суд с требованием признать недействительным приказ о назначении на должность гражданина Б.

Суд установил, что Минсельхоз России не предпринял никаких действий по проведению конкурса на замещение должности директора ФГУП «Т.». В частности, ни до, ни после издания оспариваемого приказа конкурс не проводился. По мнению суда, это свидетельствует о том, что фактически Минсельхоз России самостоятельно назначил директора ФГУП «Т.». Вместе с тем, пункт 3 постановления № 234 предусматривает обязательное проведение конкурса на замещение должности руководителя. В итоге суд посчитал, что порядок назначения руководителя не соблюден, и удовлетворил требование заявителя (апелляционное определение Московского городского суда от 10 октября 2012 г. по делу № 11−19380).

Участники конкурса

В конкурсе могут участвовать физические лица, которые:

  • имеют высшее образование;

  • обладают опытом работы в сфере деятельности предприятия;

  • обладают опытом работы на руководящей должности, как правило, не менее года;

  • отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия.

  •  

Такое правило установлено в пункте 9 Положения о проведении конкурса.

Конкурс проводится открытым по составу участников (п. 1 Положения о проведении конкурса). Это означает, что к участию в конкурсе допускаются все физические лица, отвечающие требованиям к замещению вакантной должности. Даже если в конкурсе будет участвовать всего лишь один претендент, конкурс будет считаться состоявшимся.

Пример из практики: суд признал правомерным проведенный конкурс на замещение должности руководителя предприятия, несмотря на то что в нем участвовал всего лишь один претендент

Гражданин Ш. обратился в суд с иском к Федеральному агентству связи (Россвязь) об обязании его принять заявление и другие документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя ФГУП «Г.», мотивируя свое требование тем, что в газете «Российская газета» было опубликовано информационное сообщение о проведении Россвязью конкурса на замещение должности руководителя предприятия.

Впоследствии истец изменил свое требование и просил суд признать несостоявшимся конкурс на замещение вакансии директора ФГУП «Г.», поскольку в конкурсе участвовал только один претендент, в то время как их должно быть не менее двух.

Суд отказал в иске, признав довод истца об обязательном участии в конкуре не менее двух кандидатов на должность несостоятельным. Суд указал, что руководители федеральных государственных унитарных предприятий назначаются на должность в результате конкурса, проводимого в соответствии с постановлением № 234. Конкурс проводится открытым по составу участников. Это означает, что к участию в конкурсе допускаются все физические лица, отвечающие требованиям к замещению вакантной должности, независимо от их числа. Из списка участников конкурса на замещение должности директора ФГУП «Г.» усматривалось, что участником был признан один претендент. Однако, по мнению суда, наличие всего лишь одного претендента на вакантную должность не является основанием для признания конкурса несостоявшимся (определение Московского городского суда от 6 сентября 2011 г. по делу № 33−28133).

Подготовка к конкурсу

Комиссия готовит информационное сообщение о проведении конкурса. В нем указываются:

  • наименование, основные характеристики и сведения о месте нахождения предприятия;

  • требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя предприятия;

  • дата и время (час, минуты) начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

  • адрес места приема заявок и документов;

  • перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

  • дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;

  • номера телефонов и место нахождения комиссии;

  • адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями, и порядок ознакомления с этими сведениями;

  • порядок определения победителя;

  • способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса;

  • иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством РФ;

  • основные условия трудового договора.

  •  

Такое правило установлено в пункте 7 Положения о проведении конкурса.

См., например, информационное сообщение об объявлении конкурса на замещение должности директора федерального государственного унитарного предприятия «Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского», утвержденное приказом Минкультуры России от 1 октября 2012 г. № 1036.

Информационное сообщение комиссии должно быть опубликовано не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса (п. 6 Положения о проведении конкурса). Как правило, сообщение публикуют на сайте ведомственного органа.

С момента начала приема заявок комиссия обязана предоставлять каждому претенденту возможность ознакомиться с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия (п. 8 Положения о проведении конкурса).

Для участия в конкурсе претенденты представляют в комиссию в установленный срок следующие документы:

  • заявление, листок по учету кадров, фотографию;

  • заверенные в установленном порядке копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца;

  • предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте);

  • иные документы, предусмотренные в информационном сообщении.

  •  

Такое правило установлено в пункте 10 Положения о проведении конкурса.

Правильность оформления заявок претендентов, их прием и учет ведет ведомственный орган. По окончании срока приема поступивших заявок он передает их вместе с прилагаемыми к ним документами в комиссию.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль