Нотариальное удостоверение подписи заявителя

300

Вопрос

В статье www.1jur.ru/#/document/165/2607/dfas9dh8y8/говорится об обязательном нотариальном удостоверении заявления о начале реорганизации, но ведь в п. 1.2 есть такая формулировка:"Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае: представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;"То есть если лично заявитель придет, то нотариального удостоверения не требуется. Возможно в рекомендации имелось в виду именно направление данного заявления, но это прописано недостаточно четко.

Ответ

Нет, в рекомендации информация указана правильно. Нотариальное удостоверение подписи заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации обязательно.

В пункте 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ перечислены 3 случая, в которых нотариальное удостоверение подписи заявителя на любом заявлении о государственной регистрации не требуется:

* в случае непосредственного представления заявителем документов для государственной регистрации юридического лица при его создании (статья 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);

* в случае непосредственного представления документов, связанных с регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, внесения изменений в сведения о нем или прекращения деятельности физического лица в качестве ИП (статьи 22.1, 22.2, 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);

* в случае направления документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Предоставление заявления для государственной регистрации реорганизации или уведомления о начале процедуры реорганизации в указанный перечень не входит. Подпись заявителя должны быть удостоверена нотариально.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как зарегистрировать реорганизацию ООО.

«Реорганизация ООО (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение) считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ той или иной записи, подтверждающей факт реорганизации*. Регистрирующий орган — ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Для внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое ООО должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы направит в инспекцию не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений генерального директора ООО могут оштрафовать, а реорганизацию — признать несостоявшейся.

Как подать документы для регистрации реорганизации ООО в налоговую инспекцию

При подаче документов в налоговую инспекцию для регистрации реорганизации (независимо от ее формы) необходимо проверить*:


  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям;

  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о какой именно форме реорганизации идет речь);

  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;

  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если генеральный директор (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение — предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3−09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Документы в налоговую инспекцию можно представить любым из следующих способов*:

1) непосредственно в налоговый орган — лично заявителем (генеральным директором или иным лицом, действующим от имени общества без доверенности) либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность или ее копию, заверенную нотариусом;

2) в многофункциональный центр — лично заявителем или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, которому понадобится приложить к документам такую доверенность либо ее копию, заверенную нотариусом;

3) по почте — почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

4) путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации), пункте 37 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее — Административный регламент).

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7−6/489@.

В подтверждение того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

В каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации реорганизации ООО

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если документы представлены непосредственно в инспекцию, то в этот же день расписку выдают на руки заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя по нотариально удостоверенной доверенности) получает расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов.

Если документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации, пунктах 66−69Административного регламента.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона о государственной регистрации). Убедиться в том, действительно ли инспекция получила представленные документы, заявитель может с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации».

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации, п. 15, 16, 77−82 Административного регламента)*:

  • зарегистрировать созданное юридическое лицо (лица) и (или) прекращение деятельности ООО — в зависимости от формы реорганизации;

  • отказать в такой регистрации.

  •  

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15, абз. 6 п. 16 Административного регламента)*:

С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).

Порядок выдачи итоговых документов различается в зависимости от того, каким способом заявитель представил комплект документов для регистрации.

Если комплект документов подан непосредственно в инспекцию либо направлен по почте, заявитель получает итоговые документы тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации должна направить документы почтовым отправлением в адрес заявителя.

Документы для регистрации реорганизации ООО поданы непосредственно в налоговую инспекцию либо направлены по почте. При этом заявитель не указал способ получения итоговых документов. В каком порядке можно их получить

Итоговые документы заявитель получает по почте.

Дело в том, что документы, способ получения которых не указан, передаются в структурное подразделение инспекции, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции. В результате инспекция направляет документы почтовым отправлением по адресу заявителя, указанному в заявлении о регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, п. 88 Административного регламента).

Если документы поданы в многофункциональный центр, за итоговыми документами заявитель (его представитель по доверенности) должен явиться в многофункциональный центр (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 88 Административного регламента).

Если комплект документов направлен через Интернет, заявитель получает итоговые документы в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи таких документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации,

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль