Издание DVD- дисков со сборником известных военных песен

215

Вопрос

Наша фирма планирует издать партию DVD- дисков со сборником известных военных песен в качестве подарка ветеранам ВОв к 9 мая. На диске будет стоять логотип нашей компании. Какие могут быть юридические риски, связанные с изданием данного диска? Каким образом защитить данную продукцию от исков о нарушении авторских прав?

Ответ

К фирме могут предъявить претензии за нарушение исключительных прав на песни. Необходимо заключить с правообладателями произведений лицензионные договоры. Проще всего заключить договор с Общероссийской общественной организацией «Российское Авторское Общество» (РАО), аккредитованной на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений.

В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом и другими законами.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ, музыкальные и аудиовизуальные произведения являются объектами авторских прав.

В силу п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

В п. 1 ст. 1242 ГК РФ предусмотрено, что авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда названным Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

В силу п. 3 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 названного Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

В п. 21 постановления Пленума В. С. РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 разъяснено, что организация, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами, вправе на основании п. 5 ст. 1242 ГК РФ предъявлять требования в суде от имени правообладателей или от своего имени для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В п. 5 ст. 1243 ГК РФ предусмотрено, что организация по управлению правами на коллективной основе формирует реестры, содержащие сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Сведения, содержащиеся в таких реестрах, предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном организацией, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя. Организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о правах, переданных ей в управление, включая наименование объекта авторских или смежных прав, имя автора или иного правообладателя.

Сведения о произведениях, правами на которые управляет общество «РАО», размещены в общедоступной информационной системе на интернет-сайте данного общества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».


Как лицензиату согласовать условия лицензионного договора о предоставлении права использования произведения

«Если организации или индивидуальному предпринимателю (лицензиату) понадобилось получить по лицензионному договору право использования произведения науки, литературы, искусства, то при заключении такого договора с правообладателем (лицензиаром) необходимо:

Предмет договора

В договоре необходимо указать конкретное произведение, право использования которого лицензиат намерен получить у лицензиара (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ).

Если этого не сделать, договор будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными»).

При согласовании условия о предмете сторонам имеет смысл:

1) максимально полно конкретизировать произведение в тексте договора, а именно перечислить его индивидуализирующие признаки. Например, в отношении литературного произведения целесообразно указать название, автора, жанр, объем (количество знаков) произведения и даже краткое описание его сюжета. Музыкальное произведение можно идентифицировать по названию, тексту слов и нотной партитуре, направлению (жанру, стилю), а также авторскому составу. Аудиовизуальное произведение стоит конкретизировать по названию, авторскому составу, номеру прокатного удостоверения;

2) приложить к договору экземпляр произведения на материальном носителе (если это возможно). Например, если лицензиар предоставляет право использования музыкального произведения, к договору можно приложить оптический диск с его записью. В отношении фотографического произведения или произведения изобразительного искусства (живописи, графики и т. д.) приложением к договору будет являться распечатанное (записанное на оптический диск) изображение этого произведения. Литературное произведение по возможности стоит индивидуализировать следующим образом: распечатать его текст, заверить распечатку подписями обеих сторон и приложить этот документ к договору.

При соблюдении таких правил лицензиат полностью обезопасит себя от риска того, что в случае спора суд признает договор незаключенным в связи с несогласованностью предмета. Кроме того, лицензиату удастся существенно уменьшить вероятность недопонимания и споров с лицензиаром в отношении того, какое именно произведение лицензиат вправе использовать по заключенному договору.*

Пример того, как индивидуализировать предмет лицензионного договора о предоставлении права использования литературного произведения

Пример того, как индивидуализировать предмет лицензионного договора о предоставлении права использования музыкального произведения

«Характеристики музыкального произведения, право использования которого предоставляется по настоящему договору (далее — Музыкальное произведение):

  • название — «Музыка»;

  • автор — Глебова Алла Степановна (паспорт серии 46 02 № 545177, адрес: 125008, г. Москва, ул. Михалковская, д. 20);

  • произведение без текста;

  • направление — электронная танцевальная музыка;

  • жанр — транс (trance);

  • поджанр — пситранс (psytrance);

  • темп — 146−155 ударов в минуту (bpm);

  • продолжительность — 7 минут 48 секунд.

  •  

Лицензиар прилагает к договору диск CD-R 700 Mb 24x с записью Музыкального произведения в виде файла в формате «.mp3»».

Пример того, как индивидуализировать предмет лицензионного договора о предоставлении права использования произведения изобразительного искусства

Впрочем, если детально индивидуализировать произведение затруднительно, достаточно указать лишь его название и авторский состав. Если впоследствии лицензиат станет использовать такое произведение, риск того, что суд признает договор незаключенным в связи с несогласованностью его предмета, будет минимальным.

Обоснование

При рассмотрении спора суд, скорее всего, учет позицию Президиума ВАС РФ, приведенную впостановлении от 5 ноября 2013 г. № 9457/13. В этом постановлении содержатся следующие выводы:

  • предмет договора считается в достаточной степени определенным уже тогда, когда стороны включают в договор, например, лишь следующую формулировку: «авторские права на логотип S.T.A.L.K.E.R., а также скриншоты, любые иные графические (в т. ч. комбинированные) решения, использованные в составе компьютерных игр»;

  • несогласованность произведения в договоре не влечет его недействительности, если лицензиат впоследствии использует это произведение при исполнении договора;

  • лицензионный договор, так же как и договор аренды, является договором о предоставлении объекта гражданских прав в пользование. Следовательно, на лицензионный договор распространяются разъяснения, приведенные в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды». В частности, если арендатор (лицензиат) пользовался объектом, но не оплатил пользование, суд не может признать обоснованными его доводы о недействительности сделки в связи с тем, что право собственности (исключительное право) на объект принадлежит не арендодателю (лицензиару), а иным лицам.

  •  

Но все же лицензиату лучше в максимальной степени обезопасить себя от риска признания договора незаключенным и согласовать предмет как можно подробнее.

Лицензиат намерен получить право использования в отношении большого количества произведений. Нужно ли в договоре конкретизировать каждое произведение по отдельности

Да, каждое из произведений имеет смысл определить наиболее четко и детально.

Это избавит лицензиата от риска того, что в случае спора суд признает договор незаключенным в связи с несогласованностью предмета. Однако, если в роли лицензиара выступает общероссийская общественная организация «Российское авторское общество», предмет можно не конкретизировать, указав лишь на то, что договор заключен в отношении всех обнародованных произведений, входящих в репертуар лицензиара.

Сложности с идентификацией предмета лицензионного договора возникают, когда по нему предоставляются права не на одно произведение или небольшое их количество, а на широкий каталог. Например, в музыкальной индустрии каталоги произведений могут достигать десятков тысяч позиций. Зафиксировать такое количество произведений на бумаге крайне затруднительно, особенно если учесть, что каталоги имеют динамический характер: разные произведения передаются в эти каталоги на разных условиях.

Во многих европейских странах, в Японии, в США применима форма так называемой бланкетной лицензии, когда в договоре не указано каждое произведение отдельно, а указан лишь каталог (например, каталог компании «А.»). В России же такие сделки суды зачастую признают незаключенными.

Чтобы снизить риск признания договора незаключенным, сторонам необходимо указать в отношении каждого произведения его наименование и авторский состав. В такой ситуации при возникновении спора суд вряд ли посчитает предмет несогласованным. А еще лучше определить каждое произведение максимально подробно.

Лицензиат намерен получить право использования произведения от общероссийской общественной организации «Российское авторское общество». Можно ли не конкретизировать предмет договора, а указать, что договор заключен в отношении всех обнародованных произведений, входящих в репертуар лицензиара

Да, можно. Однако, чтобы в максимальной степени обезопасить себя от лишних споров, по возможности имеет смысл все-таки идентифицировать предмет договора, то есть указать конкретное произведение или несколько произведений.

Ранее (до 28 февраля 2013 года) суды признавали незаключенными лицензионные договоры, в которых вместо конкретного произведения (списка произведений) была указана возможность использовать всеобнародованные произведения, входящие в репертуар общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» (далее — РАО). Суды считали, что в таких случаях условие о предмете не согласовано. Например, при рассмотрении одного из споров ФАС Московского округа указал: «…поскольку основанием возникновения авторского права является факт создания произведения — объекта авторского права, следовательно, в лицензионном договоре предмет неразрывно связан с объектом и не может существовать отдельно от него. Для индивидуализации предмета необходимо указать, какое право использования предоставляется пользователю и на какие конкретно произведения интеллектуальной деятельности. При отсутствии таких четких указаний в предмете договор считается незаключенным» (постановление ФАС Московского округа от 9 июня 2012 г. по делу № А40−61370/11−26−451). Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25 марта 2009 г. по делу № А53−15638/2008-С2−11.

Позиция судов поменялась после того, как Президиум ВАС РФ вынес постановление от 4 декабря 2012 г. № 11277/12 (опубликовано на официальном сайте ВАС РФ 28 февраля 2013 года). В постановлении приведен следующий вывод: «…определение в лицензионном договоре, заключаемом аккредитованной организацией в сфере коллективного управления исключительными правами, предмета договора как использование обнародованных произведений, входящих в ее репертуар, способом публичного исполнения как в живом исполнении, так и с использованием технических средств, соответствует действующему законодательству и правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации и сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 10.10.2012) правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, который ранее рассматривал споры с участием организации «РАО»».

Обоснование

РАО — это организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию на ведение деятельности в следующих сферах коллективного управления:

Это означает, что РАО ведет деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего в себя всех правообладателей из перечисленных выше сфер коллективного управления (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

В репертуар РАО входят все обнародованные музыкальные произведения (с текстом и без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений, кроме произведений, правообладатели которых исключили принадлежащие им права на публичное исполнение из управления РАО. При этом «пользователи могут использовать не только произведения, в отношении которых ими было получено разрешение по договору с правообладателями, а любые произведения соответствующей категории, количество которых постоянно увеличивается за счет новых произведений, включаемых в репертуар, кроме произведений, специально исключенных из репертуара организации по коллективному управлению».

Таким образом, в настоящее время условие о предмете будет считаться согласованным даже в ситуации, если лицензиат и лицензиар (РАО) установят, что лицензионный договор заключается в отношении всех обнародованных произведений, входящих в репертуар РАО. В случае спора суд не признает такой договор незаключенным лишь на основании того, что стороны не определили его предмет.*

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль