Уведомление об изменении порядка уплаты арендных платежей

119

Вопрос

Вопрос к предыдущей теме: Администрация направила в наш адрес Уведомление об изменении порядка уплаты арендных платежей. В п. 1 ст. 10 Закон М. О. от 16.09.2014 № 113/2014-ОЗ предусмотрено"При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 2,92 рубля за квадратный метр. У нас имеется утвержденный проект рекультивации, однако, нам повысили базовую ставку.

Вопрос: Нам уведомление об изменении арендной платы оспаривать как ненормативный акт, в течение 3-х месяцев, или исходя из гражданско-правового характера этого уведомления, в общем порядке. Хотелось бы судебную практику посмотреть.

Ответ

Судебная практика допускает предъявления исков о признании недействительными или не подлежащими применению уведомлений об увеличении арендной платы, однако данная практика различна в разных округах.

В ряде регионов суды допускают обращение в суд с требованиями о признании не подлежащим применению уведомления о повышении арендной платы (см. Постановление ФАС СЗО от 22.10.2013А05−8698/2012), требования о признании требований, изложенных в уведомлении об установлении по договору аренды арендной платы необоснованными (см. Постановление А. С. ВСО от 19.09.2014А10−3187/2013), требования о признании не подлежащим применению уведомления об увеличении арендной платы (см. Постановление 14 ААС от 22.07.2013А05−8698/2012, Постановление ФАС СЗО от 22.10.2013А05−8698/2012). Однако, данные требования не всегда удовлетворяют (см. Постановление ФАС МО от 16.01.2014А40−40454/13).

Следует отметить, что изменение размера арендной платы в соответствии с механизмом расчета арендной платы, предусмотренным договором, представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора аренды. В связи с этим действия арендодателя следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции, а как действия, осуществляемые в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, и арендодатель выступает в них не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды. Данные споры разрешаются в порядке искового производства (см. Постановление ФАС МО от 30.06.2014А40−36234/13, Постановление 14 ААС от 22.09.2010А52−1625/2010).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление 14 ААС от 22.09.2010А52−1625/2010

<…>

«Апелляционная инстанция отклоняет доводы подателя жалобы и приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемых действий ответчика незаконными в рассматриваемом случае не имеется.

Порядок обжалования действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц предусмотрен главой 24 АПК РФ.

Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном названной главой, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, административная сущность этих отношений, основанная на властном подчинении одной стороны другой.

В данном случае оснований полагать, что оспариваемые действия ответчика не соответствуют закону и нарушают права заявителя, у суда не имеется.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. В связи с принятием уполномоченным органом нормативно-правового акта, устанавливающего или изменяющего ставки арендной платы на очередной период на земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, у арендатора возникает обязанность вносить арендную плату в определенном таким актом размере.

В рассматриваемом случае ставки арендной платы утверждены решением Собрания депутатов Гдовского района от 22.07.2008 и уточнениями к нему, касающимися установления конкретных коэффициентов, используемых для определения размера арендной платы, и опубликованными в газете „Гдовская заря“ от 15.08.2008 № 66.

Расчёт арендной платы составлен на основании указанных нормативных правовых актов.

Изменение размера арендной платы в соответствии с механизмом расчета арендной платы, предусмотренным договором, представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора аренды.

В связи с этим оспариваемые действия следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции комитета, а как действия, осуществляемые в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, и комитет выступает в них не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.