Организация включена в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в сфере передачи тепловой энергии (Постановление ФЭК № 16/4

221

Вопрос

Организация включена в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в сфере передачи тепловой энергии (Постановление ФЭК № 16/4 от 10.04.1998 г.), а также включена в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в этой же сфере. Причиной включения в вышеуказанные реестры является наличие котельной на своей БПО, от которой получают тепло 6 коммерческих организаций. Никакого социально-бытового обеспечения жизнедеятельности населения котельная никогда не оказывала и не оказывает. Котельная ежегодно приносит убытки в размере от 500 тыс. до 1,5 млн. по причине больших теплопотерь из-за изношенности изоляции на трубопроводах, которые находятся на балансе этих 6 коммерч. организаций (от границы котельной до собственных объектов), из-за несовершенства законодательства в сфере установления тарифов - выше определенного "потолка" Служба тарифов не может установить очередной ежегодный тариф, из-за незаконного слива воды из батарей каждой осенью этими 6 коммерч. организациями, а также в связи с тем, что за прошедшие годы ими на своих территориях были возведены другие объекты, которые были незаконно запитаны из общей системы теплоснабжения. А расчет за тепловую энергию предусмотрен не из фактических величин, потому что, счетчики ставить дорого, а исходя из договорных величин, полученных расчетным методом еще в начале 2000-х. Для пересмотра расчетных величин нужно иметь доступ к объектам этих 6 комммерч. организаций, произвести многочисленные замеры, составить технически сложное экспертное заключение, что хлопотно, длительно и дорого. Поэтому по факту получается, что в настоящее время организация имеющая котельную фактически спонсирует коммерч. деятельность этих 6 коммерч. организаций, выставляя счета на сумму в 5 раз меньше, чем на самом деле потребляют абоненты. ФЗ "О теплоснабжении" позволяет вывести котельную из эксплуатации (ст. 21) с предупреждением за 8 мес., но ФЗ "О защите конкуренции" (п. 4 ч. 1 ст. 10) говорит об экономическом, технологическом обосновании и нерентабельности. Организация - поставщик теплоэнергии сейчас написало такое уведомление в местную администрацию за 8 мес., но в 2011 г. такое аналогичное уведомление осталось без какого-либо ответа. Если и в этот раз, орган МСУ не примет одного из трех решений, предусмотренных ст. 21 ФЗ "О теплоснабжении", будет ли прекращение подачи тепловой энергии по истечение срока уведомления соответствовать требованиям п. 4 ч. 1 ст. 10 "О защите конкуренции"? Иными словами, не будет ли такое прекращение в одностороннем порядке являться нарушением антимонопольного законодательства?

Ответ

В соответствии с ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также согласно п. 16 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09. 2012 № 889 собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

 

В силу п.18 Правил орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

О принятом решении в отношении вывода из эксплуатации указанных объектов орган местного самоуправления сообщает лицу, направившему соответствующее уведомление, в течение 7 дней со дня принятия решения.

Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей уведомляет посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении о принятом решении собственников или иных законных владельцев смежных тепловых сетей и источников тепловой энергии, а также собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, находящихся в той же системе теплоснабжения, что и выводимые из эксплуатации источники тепловой энергии и тепловые сети.

Как следует из буквального толкования приведенных норм права Ваша организация обязана направить органу местного самоуправления соответствующее уведомление. Указанный орган, в свою очередь, в течение установленного срока обязан принять решение и направить уведомление о принятом решении перечисленным лицам.

После исполнения возложенной на Вашу организацию обязанности по уведомлению органа местного самоуправления по истечении установленного срока (8 месяцев) Ваша организация вправе вывести источники тепловой энергии из эксплуатации, дополнительных обязательств, возникающих в связи с невыполнением органом самоуправления обязанностей по принятию соответствующего решения, действующее законодательство РФ на собственника источника тепловой энергии не налагает.

Судебная практика по привлечению к ответственности собственника источника тепловой энергии антимонопольным органом за нарушение законодательства о защите конкуренции в подобной ситуации нами не выявлена.

Вместе с тем, во избежание причинения ущерба потребителям в сложившихся обстоятельствах, рекомендуем Вам дополнительно уведомить заинтересованных лиц (потребителей) о сроках и причинах вывода источников тепловой энергии из эксплуатации.

20.05.2013г.

С уважением,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Наталья Ковтуненко

Ответ утвержден:

руководитель Горячей линии «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

 

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль