Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

1371

Вопрос

Статьей 9 Закона о рекламе предусмотрена реклама о проведении стимулирующих мероприятий. 1. Каков порядок проведения стимулирующих мероприятий? 2. Необходимо ли разрешение гос. органов на проведение данных мероприятий?

Ответ

С 30 января 2014 года понятие «стимулирующая лотерея» законодательством о лотереях не регулируется: оно исключено из текста Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ. Однако организации по-прежнему могут проводить за свой счет рекламные акции, которые носят характер стимулирующих (бесплатных) лотерей. К ним относятся конкурсы, игры и другие аналогичные мероприятия, условием участия в которых является приобретение у организации определенного товара. Это предусмотрено статьей 9 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Однако проведение стимулирующей лотереи не должно быть связано с внесением платы.

Стимулирующие рекламные мероприятия не относятся к играм или лотереям, основанным на риске, что дополнительно разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 07.04.2014 № Д09И-451 «О проведении стимулирующих мероприятий». Следовательно, правила подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ о самостоятельной уплате НДФЛ гражданами в таких ситуациях не применяются.

Учитывая, что стимулирующие мероприятия являются предметом нормативного правового регулирования ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за несоблюдение норм ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ предусмотрена ст. 14.3 КОАП РФ (см. Постановление А. С. СЗО от 20.08.2014А21−6610/2013, Постановление ФАС ВВО от 11.07.2014А79−7283/2013).

Призы (выигрыши), полученные в результате подобных акций, можно квалифицировать как доходы, полученные по договору дарения. Самостоятельно с таких доходов граждане должны платить НДФЛ, только если они получены от других граждан, не являющихся предпринимателями (подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ). Таким образом, в отношении выигрышей стоимостью более 4000 руб. организатор лотереи признается налоговым агентом. Это следует из положений пункта 28 статьи 217, пунктов 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Р. Ф. Ставка, по которой налоговый агент удерживает НДФЛ с указанных призов (выигрышей), равна 35 процентам (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом если гражданин получил выигрыш в натуральной форме и организатор лотереи не выплачивал ему деньги, то в налоговую инспекцию необходимо сообщить о невозможности удержания НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03−04−05/9−305, от 19 января 2012 г. № 03−04−05/9−33 и ФНС России от 1 октября 2012 г. № ЕД-2−3/618.

При этом, действующее законодательство также не содержит норм, требующих получения разрешения на проведения рекламной акции или стимулирующей лотереи. Установленного порядка проведения данных мероприятий также нет, однако реклама данных мероприятий должна соответствовать ст.ст.5, 9 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ, т.к. проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

В Письме ФАС России от 02.12.2011 № АК/44977 также дополнительно разъяснено, что согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Таким образом, в данной статье Федеральный закон «О рекламе» в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие — стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Федерального закона «О рекламе», и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Федерального закона «О рекламе», поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1.ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 07.04.2014 № Д09И-451 «О проведении стимулирующих мероприятий»

<…>

«В соответствии с письмами ФНС России Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращения организаций и граждан по вопросу проведения стимулирующих мероприятий и сообщает.

Согласно статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм. Между тем процедура проведения стимулирующей лотереи не связана с внесением платы и не имеет в себе рисковой составляющей.

Таким образом, участники не несут имущественных рисков, связанных с участием в такой лотерее.*

Кроме того, призовой фонд стимулирующей лотереи формируется исключительно за счет средств организатора лотереи, что не соответствует определению понятия „лотерея“ в Федеральном законе от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ „О лотереях“.

Отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, предметом которого являются права и обязанности сторон по поводу участия в розыгрыше, включая условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

Участие в стимулирующей лотерее, напротив, является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг (т.е. заключения договоров купли-продажи или оказания услуг).* В этой связи, по мнению Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, нормативное правовое регулирование указанных правовых отношений было правомерно исключено из содержания Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ „О лотереях“.

Полагаем, что проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ „О рекламе“».

2.Изменения в Гражданском кодексе РФ в 2013—2014 годах

<…>

«Изменился порядок проведения лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению

Теперь договор оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, выигрыш должен быть выплачен оператором лотереи, то есть организатор лотереи лишен возможности взаимодействовать с участниками напрямую. Делать это сможет только оператор лотереи — юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на ее проведение. Организовывать лотереи сможет только уполномоченный Правительством Р. Ф. федеральный орган исполнительной власти. Юридические лица лишаются такого права (Статья 2Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 416-ФЗ)*".

12.03.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.