Порядок строительства и ввода в эксплуатацию ЛЭП

5699

Вопрос

Порядок предоставления земельных участков для строительства линий электропередачи, порядок получения разрешения на строительство ЛЭП и порядок ввода в эксплуатацию ЛЭП как до вступления в силу Земельного и Градостроительного кодексов РФ, так и в настоящее время.

Ответ

В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ линии электропередач относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента ее госрегистрации в органах Росреестра.

По общему правилу, строительство ЛЭП осуществляется на основании разрешения на строительство (ст.51 ГрК РФ).

Право собственности на возведенный объект в силу положений статей 8, 131, 219, 223 ГК РФ, ст. 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента его госрегистрации у стороны, имеющей права на земельные участки, на которых возводится объект. Сторона которая не имеет прав на земельный участок, лишена возможности зарегистрировать право на возведенный объект (п. 4, 7 постановления № 54).

Таким образом, в настоящее время для строительства и регистрации права собственности на линейные объекты, необходимо оформить права на земельные участки, т.к. согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, в отсутствие прав на земельные участки, право собственности на созданный линейный объект недвижимости невозможно зарегистрировать. Права на земельные участки могут быть оформлены в т. ч. на основании частного сервитута. Также, одним из оснований регистрации прав на ЛЭП является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с позицией изложенной в письме Минэкономразвития России от 29.10.2010 № Д23−4444 размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Если земельный участок находится в муниципальной или государственной собственности, то допускается заключить договор аренды части земельного участка. В случае если предметом договора аренды является часть земельного участка, то в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) вносятся сведения об обременении земельного участка с присвоением учетного кадастрового номера части. Таким образом, если проведен кадастровый учет частей земельного участка, который позволяет определить их как объект аренды, то они могут быть переданы (предоставлены) по договору аренды для строительства линейного объекта.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 30 ЗК Р. Ф. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети установлены Постановлением Правительства Р. Ф. от 11.08.2003 г. № 486.

Также стоит отметить, что для регистрации прав на объект недвижимости, данный объект должен пройти кадастровый учет. ЛЭП относятся к линейным объектам недвижимости (ст.1 ГрК РФ) и подлежат постановке на кадастровый учет в общем порядке. Для постановки объекта на кадастровый учет первоначально, необходимо обратиться к кадастровому инженеру (ст.29 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ) для изготовления технического плана объекта недвижимости (ст.41 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ). После изготовления технического плана объектов недвижимости возможно произвести постановку объектов на учет в соответствии с главой 3 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Для регистрации права собственности на построенную ЛЭП необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра. Перечень документов, необходимый для государственной регистрации такой же, как на любые вновь построенные объекты, а именно заявление о государственной регистрации права; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект. Это правило следует из ст.25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ.

Также обращаем внимание на то, что указанный перечень не является исчерпывающим, так как при правовой экспертизе документов, осуществляемой в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, может быть установлено отсутствие иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для проведения государственной регистрации.

Строительство ЛЭП без разрешения на строительство по общему правилу, помимо административной ответственности может повлечь невозможность ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права. Однако следует отметить, что судебная практика в ряде случаев (исходя из фактических обстоятельств) признает линии электропередач объектами вспомогательного назначения, для строительства которых не требуется получение разрешения в соответствии с п. 3 ч.17 ст.51 ГрК РФ.

Регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, для строительства которого в соответствии со статьей 51 ГрК не требуется разрешение на строительство, возможна в порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации, т. е. на основании декларации, что отмечено в Письме Росреестра от 09.02.2012 № 14−910-ГЕ.

Основной момент при регистрации права собственности на объект недвижимости в упрощенном порядке состоит в том, что регистрирующий орган может усомниться в том, что регистрируемый объект относится к вспомогательному назначению, что может привести к спорным ситуациям (см. Постановление 16 ААС от 19.12.2012 № А63−6197/2011 (оставлено без изменения Постановлением ФАС СКО от 11.04.2013 № А63−6197/2011). Как правило в данных спорах принадлежность объектов к вспомогательному назначению определяется с помощью судебно-строительных экспертиз и различных заключений.

Следует отметить, что в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2013 г. № 88-КГПР13−10 (опубликовано в Бюллетене В. С. РФ № 6 2014 г.) разъяснено, что критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную, обслуживающую функцию. Аналогичные разъяснения встречаются и в арбитражной практике (см. Постановление 12ААС от 28.06.2012 г. № А57−11609/2011) и разъяснениях ведомств (см. Письмо Росреестра от 09.02.201214−910-ГЕ).

Судебная практика которая признает линии электропередач объектами вспомогательного назначения приведена в Постановление А. С. ЗСО от 27.08.2014А27−15874/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.02.2014А27−7257/2013, Постановление ФАС ЦО от 24.09.2012А68−10863/11, однако данные решения носят исключительный характер, т.к. по общему правилу для строительство ЛЭП требуется разрешение на строительство.

Процедура строительства до введения в действие нового ГрК РФ, была урегулирована ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ (в ранее действовавшей редакции), действовавшей до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривала, что для осуществления строительства требовалось обязательное получение разрешения (см. Постановление ФАС ПО от 10.02.2014А55−7294/2013).

Разрешение на строительство не требовалось только в случае (ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ), если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, в связи с чем, формально для строительства некапитальных объектов, разрешения на строительство можно было и не получать в данном случае. Однако данная норма не определяла четкого перечня данных объектов. Напротив, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 3 ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ (в ранее действовавшей редакции) определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относилось к полномочиям органов государственной власти. Если данный перечень не определялся, разрешение на строительство необходимо было получать для строительства любых объектов недвижимости (см. Постановление ФАС СКО от 02.07.2014А32−36810/2013). Наряду с разрешением на строительство, застройщик был обязан получить архитектурно-планировочное задание.

Процедура выделения земельных участков для строительства линейных объектов до вступления в силу ЗК РФ была урегулирована ст.27 и гл.5 ЗК РСФСР.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.1997 № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

<…>

«Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

2. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

3. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе.

Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

Положения пункта 3 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ государственных или муниципальных услуг, — см. пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ.

4. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Положения пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.

5. Пункт, дополнительно включенный с 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ, утратил силу с 1 сентября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ. — См. предыдущую редакцию».

12.03.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.