Действия при составлении протокола сотрудниками ДПС

160

Вопрос

Машины-молоковозы нашего предприятия в соседнем районе задерживают сотрудники ДПС по заявлению наших конкурентов, что якобы мы незаконно возим не наше молоко. Происходит все следующим образом: молоковоз останавливают сотрудники ДПС якобы для проверки документов по какому-то заявлению, далее водитель предоставляет комплект документов на молоко. Т.к. наша фирма в больших количествах принимает молоко от населения, то мы делаем договоры закупки молока, потом еженедельно мы делаем закупочный акт, по которому и рассчитываемся с населением, так как ежедневно это делать не представляется возможным с технической точки зрения. Далее сотрудники ДПС проверяют документы и утверждают, что тех документов, которые есть, недостаточно. Утверждают, что закупочный акт должен составляться ежедневно. Далее говорят, что составлять протокол на месте они не будут и предлагают проехать в отделение для выяснения и составления протокола. В результате машина простаивает, на водителя оказывается психологическое давление. Протокол потом так и не составили, вроде вопрос решили, но мы думаем, что это будет не единичный случай. Подскажите, насколько обоснованны требования сотрудников ДПС? Имеют ли они право беспричинно останавливать наши молоковозы? Какие все-таки документы обязательно должны быть на молоко? Вправе ли сотрудники ДПС не составлять протокол на месте? А если задержка молоковоза будет значительной по времени и это повлечет убытки для нашей фирмы? (в частности, пропадет молоко?) Как нам защитить свои интересы в данной ситуации? Можно ли не следовать в отделение для составления протокола? И еще если они предлагают проехать в отделение, то водитель самостоятельно едет или сотрудники ДПС должны забрать ключи и самостоятельно доставить транспортное средство в отделение?

Ответ

Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением Правительства Р. Ф. от 23.10.1993 г. № 1090 (далее — ПДД), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в том числе, путевой лист и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов. Документами на перевозимый груз в данном случае являются закупочные акты, которые составляются в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации.

Юридическое лицо вправе обжаловать действия сотрудника ДПС в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, если его действия затрагивают права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, или в порядке главы 25 ГПК РФ, если считает, что нарушены его права и свободы.

В случае, если незаконными действиями сотрудника ДПС юридическому лицу будут причинены убытки, они могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии со ст. ст.15, 16 ГК РФ путем обращения юридического лица с соответствующими исковыми требованиями в суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Постановление Правительства Р. Ф. от 23.10.19931090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

«2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов*;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.»

2.Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, формы утв. Постановлением Госкомстата Р. Ф. от 25.12.1998132

«ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ

(форма № ОП-5)

Применяется для закупки продуктов у населения.

Составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации.*

Подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом. Утверждается руководителем организации.

Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй — остается у покупателя.»

3.Письмо МВД РФ от 25.11.2004 № 13/4−99 «О применении пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»

«Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 „О порядке расчета за перевозки грузов автомобильным транспортом“ (в редакции Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78) определено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы (приложение 12). Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные.

Учитывая изложенное, предлагаю:

2. Исключить случаи необоснованного требования у водителей документов, не предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.»

4.Письмо Минфина Р. Ф. от 22.12.201103−03−10/123

«Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство*.»

5.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

«Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.* Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.»

6.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

«Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе*.»

04.03.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.