Долги организации при присоединении к другой организации

158

Вопрос

Между ООО «А» и ООО «Б» был заключен договор поставки по которому ООО «А» отгрузило ООО «Б» товар. Данный товар ООО «Б» оплатило частично, в связи с чем образовалась задолженность. Позднее ООО «Б» прекратило деятельность при присоединении. Приемником указано ООО «В». Как грамотно составить претензию к ООО «В» по долгу ООО «Б»? На что сослаться?

Ответ

Поскольку все права и обязанности присоединяемого лица переходят к конкретному лицу — основной организации (п. 1 ст. 58 ГК РФ), то претензия должна быть адресована ООО «В». В претензии следует указать, что на основании того, что ООО «В» является правопреемником ООО «Б».

Текст претензии должен включать в себя следующую информацию:

1. Обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем.

2. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении или об угрозе нарушения прав отправителя претензии.

3. Ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований заявитель претензии.

4. Ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, обосновывающие требования заявителя претензии.

5. Требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения.

6. Расчет взыскиваемой суммы.

7. Описание прилагаемых к претензии документов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как составить претензию

«Форма и обязательные реквизиты претензии

Претензия должна быть составлена в письменной форме. В противном случае претензия не будет иметь юридической силы, не будет служить инструментом соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, а ее отправитель не сможет подтвердить ее направление адресату.

Как правило, стороны прямо указывают в договоре, что любые претензии в связи с договором составляются в письменной форме.

Существует ли обязательная форма для составления претензии

Нет, претензия составляется в свободной форме с соблюдением требований, установленных законом, сложившейся практикой и обычаями.

Кому адресовать претензию

Претензия должна быть адресована именно тому лицу, которого отправитель считает нарушителем своих прав и к которому отправитель претензии в случае невыполнения его требований будет предъявлять иск.

Так, если организация имеет дело с группой компаний (с холдингом), то нужно иметь в виду, что с точки зрения гражданского законодательства каждая из компаний, входящих в состав холдинга, — это самостоятельное юридическое лицо. И иск нужно предъявлять именно к той компании, которая является непосредственным контрагентом согласно условиям договора.

Если дела той или иной организации ведет управляющая компания, то претензию и в этом случае нужно направлять именно в саму организацию, являющуюся контрагентом по договору, а не в управляющую компанию.

Если претензия отправлена не той организации, к которой предъявлен иск, претензионный порядок не может считаться соблюденным, поскольку самому ответчику претензия не направлялась.

Кем должна быть подписана претензия

Претензия по общему правилу должна быть подписана заявителем лично.

Если заявитель — индивидуальный предприниматель, то подпись заявителя на претензии желательно скрепить печатью (при ее наличии).

Если заявитель — организация, то претензия составляется на бланке организации и подписывается руководителем организации либо иным лицом, которому предоставлено право подписи учредительными документами либо доверенностью. Подпись уполномоченного лица на претензии желательно (но не обязательно) заверить печатью организации. Это придаст получателю претензии большую уверенность в том, что претензия действительно исходит от уполномоченного на ее подписание лица.

Необходимо ли указывать дату на претензии

На претензии можно указать дату ее составления и подписания. Если претензию отправляет организация — на претензии указывается также исходящий номер. Однако эти реквизиты не обязательны. В любом случае будет иметь значение не дата составления претензии, а дата ее отправки по почте и вручения адресату.

Необходимо ли указывать на претензии обратный адрес

В претензии желательно указывать почтовый адрес, по которому лицо, направившее претензию, желает получить ответ. Это особенно важно, если у организации сменилось местонахождение, юридический адрес не совпадает с фактическим местонахождением организации, направившее претензию физическое лицо фактически проживает не по месту своей регистрации и т. п.

Содержание претензии

Текст претензии должен включать в себя следующую информацию*:

1. Обстоятельства, из которых возникло правоотношение между заявителем претензии и потенциальным нарушителем.

2. Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении или об угрозе нарушения прав отправителя претензии.

3. Ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований заявитель претензии.

4. Ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, обосновывающие требования заявителя претензии.

5. Требование лица, направляющего претензию, и срок его исполнения.

Требование должно быть сформулировано четко и ясно, не должно допускать каких-либо разночтений и должно основываться на указанных в претензии фактических обстоятельствах и нормах права.

Внимание! Если лицо, которое направляет претензию, не сформулирует в ней требование к своему контрагенту, это может повлечь негативные последствия для заявителя претензии*

Совет

Предмет материально-правового требования, заявленный в претензии, должен быть сформулирован точно так же, как он будет указан в исковом заявлении, которое организация подаст в случае неисполнения предполагаемым нарушителем требований, изложенных в претензии.

Если предмет требований, указанных в исковом заявлении, не совпадает с требованиями, изложенными в претензии, суд признает претензионный порядок несоблюденным* (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2003 г. № А33−9989/03-С4в-Ф02−4151/03-С2). Например, если в претензии содержалось лишь требование о погашении основного долга, а в исковом заявлении содержится требование о расторжении договора, то в отношении требования о расторжении договора обязательный досудебный порядок будет не соблюден.

При определении в претензии срока исполнения требований необходимо учитывать следующее.

Во-первых, срок выполнения содержащихся в претензии требований должен быть разумным, то есть учитывать реальную возможность исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя претензии о принятом решении. В среднем на исполнение требований претензии предоставляют срок до одного месяца.

Во-вторых, если претензия предъявлена в рамках обязательного претензионного порядка урегулирования спора, то сроки исполнения требований по умолчанию установлены в соответствующих нормативных актах. Так, согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ, срок ответа на требование об изменении или о расторжении договора составляет тридцать дней, но может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону договором или самой претензией.

Совет

Если в претензии заявитель предоставляет должнику срок для выполнения своих требований, то желательно указать, что этот срок не является офертой на изменение условий договора.

Дело в том, что суд может расценить претензию, в которой не содержится такой оговорки, как предложение одной из сторон другой стороне на изменение условий договора. Это несет для заявителя определенные риски, которые связаны с тем, что в таком случае заявитель претензии лишается как права расторгнуть договор по истечении срока, указанного в претензии, так и права взыскать санкции в связи с фактом неисполнения своих обязательств контрагентом.

Чтобы точно избежать такого рода рисков, рекомендуется вставить в текст претензии оговорку следующего содержания: «Настоящая претензия не является офертой на изменение сроков исполнения обязательства и не отменяет право кредитора взыскать с должника санкции за просрочку исполнения условий заключенного договора».

6. Расчет взыскиваемой суммы.

7. Описание прилагаемых к претензии документов.

См. также

03.03.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.