Утверждение годовых отчетов корпорации

90

Вопрос

Может ли утверждение годовых отчетов корпорации относиться не к компетенции высшего орагна корпорации, а ее коллегиального исполнительного органа? Или это будет противоречить п. 2 ст. 65.3 ГК РФ?

Ответ

Нет, не может. Передача годовых отчетов корпорации на утверждение коллегиального исполнительного органа не будет легитимным.

Из комплексного анализа пункт 2 статьи 65.3, подп.2 — 9 пункта 3 статьи 66.3, пункта 2 статьи 67.1, подп.1 пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ, пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998
№ 14-ФЗ и пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках относится к исключительной компетенции высшего органа управления корпорации и не может быть передано иным органам (подп.6 и абз.2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ; подп.11 пункта 1, пункт 2 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995
№ 208-ФЗ).

С 01.09.2014 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ и Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ действуют в части, которая не противоречит изменениям Главы 4 ГК РФ (пункты 1, 4 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

О том, как изменилось положение юридических лиц в связи с делением на корпоративные и унитарные, публичные и непубличные, читайте в рекомендации ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Виды юридических лиц: какие критерии классификации появились с 1 сентября 2014 года.

«Все юридические лица разделили на корпоративные и унитарные

Критерий для такого деления следующий*: обладают ли учредители юридического лица правом участия (членства) в нем и формируют ли они его высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, п. 23 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Если такое право у учредителей (участников) есть и они участвуют в общем собрании (съезде, конференции, ином высшем органе управления), то юридическое лицо считается корпоративным (корпорацией).

Если учредители не становятся участниками юридического лица и не приобретают в нем прав членства, организация является унитарной.

Значение такой классификации в том, что Гражданский кодекс РФ по-разному регулирует деятельность унитарных юридических лиц и корпораций. Другими словами, установить, каким именно юридическим лицом (корпоративным или унитарным) является конкретная организация, необходимо для того, чтобы понять, какими нормами нужно руководствоваться применительно к ее деятельности.

Обоснование

В частности, в главе 4 Гражданского кодекса РФ появились параграфы „Коммерческие корпоративные организации“, „Некоммерческие корпоративные организации“,"Некоммерческие унитарные организации» и статьи «Права и обязанности участников корпорации», «Управление в корпорации». Если не определить вид конкретной организации, будет неясно, правила какого именно параграфа (статьи) необходимо соблюдать.

К корпоративным юридическим лицам (корпорациям) относятся*:

  • хозяйственные общества (ООО и АО);
  • хозяйственные товарищества (полные и коммандитные);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общины коренных малочисленных народов России.

Унитарными юридическими лицами считаются*:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Хозяйственные общества разделили на публичные и непубличные

Новая редакция Гражданского кодекса РФ разделила хозяйственные общества (АО и ООО) на публичные и непубличные (ст. 66.3 ГК РФ, подп. «г» п. 24 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). По факту такое деление затронуло только акционерные общества, поскольку все ООО считаются непубличными обществами (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ)*.

Разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило старое деление на ЗАО и ОАО.

В частности, с 1 сентября 2014 года изменились:

Критерий деления АО на публичные и непубличные

В качестве такого критерия выступает возможность размещать акции среди неограниченного круга лиц по открытой подписке.

АО считается публичным в каждом из следующих случаев (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*:

  • его акции (ценные бумаги, конвертируемые в акции) публично размещаются или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах;
  • устав и фирменное наименование АО содержат указание на то, что общество публичное.

Акционерные общества, не подпадающие под такие случаи, считаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, позднее Банк России разъяснил, что к непубличным обществам относится АО, если до 1 сентября 2014 года оно погасило акции, которые ранее публично размещались и обращались (п. 1 информационного письма Банка России от 1 декабря 2014 г. № 06−52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Приведенный критерий во многом схож с критерием деления акционерных обществ на ОАО и ЗАО (ст. 97 ГК РФ). Однако старая классификация предусматривала более жесткие правила для ЗАО (п. 2 ст. 97 ГК РФ):

  • акции такого общества можно было распределять только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц;
  • нельзя было размещать акции среди неограниченного круга лиц, в том числе по открытой подписке;
  • акционеры ЗАО имели преимущественное право приобрести акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

На практике эти ограничения по сути превращали ЗАО в ООО.

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не предусматривает столь жесткие правила для непубличных обществ. В частности, закон не содержит положения о том, что участники непубличного общества имеют преимущественное право приобретения акций при их продаже другими акционерами.

Права и обязанности участников публичных и непубличных обществ

Закон предусматривает повышенные требования к публичным обществам. Их деятельность во многом регулируется императивными нормами. В результате участникам необходимо соблюдать конкретные правила, указанные в законе. Участникам непубличных обществ закон, напротив, предоставляет большую свободу действий в корпоративных отношениях (диспозитивные нормы). О соотношении прав и обязанностей участников публичных и непубличных обществ см. сравнительную таблицу.

Особенности, свойственные публичным обществам, сводятся к следующему*:

  • требуется включить в фирменное наименование указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо создать коллегиальный орган управления общества, число членов которого должно быть не менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ);
  • вести реестр акционеров и исполнять функции счетной комиссии должна независимая организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 ст. 97 ГК РФ);
  • нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • в уставе нельзя предусмотреть необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • никто не имеет преимущественного права приобретения акций. Это ограничение не распространяется лишь на дополнительно выпускаемые акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, в предусмотренных законом случаях (п. 5 ст. 97 ГК РФ);
  • необходимо публично раскрывать информацию на рынке ценных бумаг (п. 6 ст. 97 ГК РФ);
  • объем правомочий участников определяется только пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • нельзя предусмотреть в уставе порядок управления обществом, отличающийся от порядка, который устанавливает закон (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). В частности, невозможно отнести к исключительной компетенции общего собрания акционеров вопросы, не относящиеся к ней в соответствии с законом (абз. 2 п. 5 ст. 97 ГК РФ).

В свою очередь, участники непубличного общества вправе:

  • определить объем правомочий участников не пропорционально их долям в уставном капитале (как это установлено по общему правилу), а в ином соотношении (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК РФ);
  • изменить порядок управления обществом по единогласному решению участников (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);

Примеры положений, которые можно изменить уставом непубличного общества

Участники непубличного общества вправе единогласно принять решение о том, чтобы устав предусматривал порядок управления обществом, отличающийся от установленного законом порядка.

Во-первых, можно наделить коллегиальный орган управления общества (далее — наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган (далее — правление) правом рассматривать вопросы, которые закон относит к компетенции общего собрания участников. Правда, на рассмотрение наблюдательного совета и правления по-прежнему нельзя передать вопросы о совершении следующих действий*:

  • вносить изменения в устав или утверждать устав в новой редакции;
  • реорганизовывать или ликвидировать общество;
  • определять количественный состав наблюдательного совета и правления (если формирование правления отнесено к компетенции общего собрания участников), избирать их членов и досрочно прекращать их полномочия;
  • определять количество, номинальную стоимость, категорию (тип) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличивать уставный капитал ООО непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
  • утверждать внутренний регламент или иные документы, не являющиеся учредительными документами.

Во-вторых, допустимо закрепить функции правления за наблюдательным советом (полностью или в части) либо вовсе отказаться от создания правления, если его функции осуществляет наблюдательный совет.

В-третьих, можно передать единоличному исполнительному органу общества (генеральному директору) функции правления.

В-четвертых, участники могут отказаться от формирования в обществе ревизионной комиссии или предусмотреть конкретные случаи, в которых она должна быть создана.

В-пятых, можно самостоятельно установить порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний участников, а также принятия ими решений. Главное, чтобы такой порядок не лишал участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем.

В-шестых, допустимо самостоятельно установить требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и правления.

В-седьмых, можно самостоятельно установить порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале ООО (преимущественного права приобретения акций, размещаемых АО, либо ценных бумаг, конвертируемых в акции), а также максимальную долю участия одного участника ООО в уставном капитале общества.

В-восьмых, закон разрешил отнести к компетенции общего собрания акционеров вопросы, которые закон прямо к ней не относит.

Кроме того, участники непубличного общества вправе включать в устав иные положения, отличающиеся от общих правил, если это прямо разрешает закон*.

  • требовать исключить другого участника из общества в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей (абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ);
  • ограничить число, суммарную номинальную стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).".

02.03.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль