Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договорам перевозки

1273

Вопрос

Существует ли запрет в регрессе штрафных санкций покупателя товара к продавцу, в случае если утеря груза или срыв поставки произошли по вине перевозчика? Какая законодательная база в данном случае об ответственности перевозчика?

Ответ

Под правом регресса (правом обратного требования) понимается требование лица, возместившего вред потерпевшему (регредиента), к лицу, причинившему вред (регрессату), о возврате уплаченного по вине последнего. Реализуя право на регресс, регредиент восстанавливает свою имущественную сферу, которая пострадала из-за действий причинителя вреда.

В общем виде право на регресс применительно к рассматриваемым отношениям закреплено п. 1 ст. 1081. Общим является и правило о том, что ущерб, понесенный регредиентом, возмещается ему в полном объеме, если только иное не предусмотрено законом.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается:

В тех случаях, когда с организации взыскиваются в пользу другой организации — контрагента по договору — неустойка, штраф и т. п. за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, организация (первая), уплатившая эти суммы другой организации (второй), нередко предъявляет иск к третьей организации, находящейся в договорных отношениях с первой, и просит переложить взысканную с нее сумму на эту третью организацию. Такой иск предъявляется как регрессный. В качестве основания для этого регрессного иска истец ссылается обыкновенно на то, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им договора перед второй организацией, за которое с него взыскана определенная сумма штрафных санкций, было вызвано виной третьей организации (ответчика по регрессному иску) по другому договору, в котором эта третья организация состоит с истцом. Исходя из этого, истец (первая организация) своим регрессным иском и просит переложить на ответчика (третью организацию) взысканную с истца сумму неустойки, штрафа и т. п. как убыток, понесенный по вине ответчика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза

«Ответственность перевозчика (экспедитора) за нарушение обязательств по договорам перевозки и транспортной экспедиции устанавливается*:

  • статьями 793−796 и 803 ГК РФ;

  • главой 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

  • главой 3 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

  • договором перевозки или транспортной экспедиции.

  • статьями 793−796 и 803 Гражданского кодекса РФ;

  • главой 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ);

  • главой 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД);

  • договором перевозки или транспортной экспедиции.

Причем стороны не могут ограничить или устранить ответственность перевозчика (экспедитора), которая установлена законом (п. 2 ст. 793 ГК РФ, ст. 37 УАТ, ст. 11 Закона о ТЭД). Даже если условия об ограничении ответственности перевозчика (экспедитора) будут включены в договор, то грузоотправитель (клиент) легко сможет добиться признания такого условия недействительным в суде.

Также стоит отметить, что суды при рассмотрении споров исходят из принципа добросовестности сторон при исполнении обязательств. На практике этим можно воспользоваться для защиты интересов клиента (грузоотправителя, грузополучателя). Так, по одному из дел суд взыскал с перевозчика убытки несмотря на то, что грузоотправитель сам передал груз водителю, основываясь на поддельных документах. При этом суд исходит из того, что отправитель «действовал добросовестно, предусмотрительно и разумно, и не мог предполагать, что… документы являются поддельными» (определение ВАС РФ от 28 ноября 2011 г. № ВАС-14712/11).

Как взыскать ущерб с перевозчика

Если в процессе перевозки груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), отправитель (получатель) может взыскать с перевозчика*:

Кроме того, если договор перевозки содержит условие о неустойке за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии оснований, то этим также нужно воспользоваться и предъявить соответствующее требование.

Однако при наличии определенных условий перевозчик может быть освобожден от ответственности (п. 1 ст. 796 ГК РФ)*.

Для того чтобы суд взыскал с перевозчика заявленные грузоотправителем (заказчиком) суммы в счет возмещения ущерба, отправителю (получателю) груза необходимо:

Это особо важно, поскольку впоследствии при рассмотрении спора в суде отправитель (получатель) должен будет доказывать факт возникновения ущерба и его сумму (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

В первую очередь нужно зафиксировать в транспортной накладной несоответствие между фактическими данными по наименованию, массе и количеству мест груза с данными, указанными в транспортной накладной. Эти записи должны быть заверены подписями представителей сторон и печатью грузополучателя.

Отправитель (получатель) груза составляет также акты об утрате груза, повреждении (порче) или недостачи груза (подп. «в» п. 79 ППГАТ), о чем отправитель (получатель) груза делает отметку в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости. В отметке нужно кратко описать обстоятельства, послужившие основанием для ее проставления.

Совет

УАТ и ППГАТ не дают наименования актам, которые должен составлять отправитель (получатель). Однако пункт 4 статьи 796 Гражданского кодекса РФ указывает на документы, в которых фиксируются причины несохранности груза или багажа, — «коммерческий акт, акт общей формы и т. п.». Кроме того,статья 119 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и пункт 130 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержденных постановлением Правительства Р. Ф. от 14 февраля 2009 г. № 112) содержат эти термины. Поэтому имеет смысл по аналогии использовать наименования «Коммерческий акт» и «Акт общей формы».

Внимание! Односторонние акты не будут подтверждать обстоятельства, которые являются основанием для возникновения ответственности перевозчика.

Акт о приемке груза с расхождениями грузополучатель должен составить в день обнаружения утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза. Если это сделать невозможно, то в течение следующих суток (п. 80 ППГАТ). Количество экземпляров акта должно равняться числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем двум.

Акт должен содержать:

  • дату и место составления акта;

  • Ф.И.О. и должности лиц, которые участвуют в составлении акта;

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

  • описание и фактический размер утраты, недостачи груза, повреждения (порчи) груза;

  • подписи участвующих в составлении акта сторон.

К акту нужно приложить результаты проведения экспертизы при условии, что она проводилась в установленном законом или согласованном сторонами порядке (п. 83 ППГАТ).

Предъявление перевозчику претензии

После того как у отправителя (получателя) груза на руках будут транспортная накладная с отметками о несохранности груза и соответствующий акт, перевозчику необходимо направить претензию (обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ). Причем это должно быть сделано в течение срока исковой давности, который равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Указанный срок исчисляется:

Претензия должна содержать:

  • дату и место составления;

  • полное наименование (Ф.И.О.), адрес местонахождения (юридического лица) или местожительства отправителя (получателя) груза (в зависимости от того, кто направляет претензию);

  • адрес местонахождения перевозчика, его полное наименование (если это юридическое лицо) или Ф.И.О. (если это индивидуальный предприниматель);

  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому из предъявленных перевозчику требований;

  • перечень прилагаемых документов, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками, заявка на перевозку грузов, заключение экспертизы, фотографии и т. д.);

  • Ф.И.О., должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправляется перевозчику, а другой остается у отправителя (получателя) груза.

Претензию целесообразно направлять почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передавать под подпись уполномоченному лицу перевозчика, который должен указать полностью свои данные: должность, Ф.И.О., дату и при наличии поставить штамп или печать перевозчика.

Только после того, как перевозчик откажется (полностью или частично) удовлетворить претензию либо грузоотправитель (грузополучатель) не получит ответа на нее течение 30 дней после вручения, можно будет подать иск в суд (ст. 41 УАТ).

При этом необходимо учесть, что согласно пункту 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика (исключительная подсудность).

Внимание! Если грузоотправитель (грузополучатель) пропустит срок исковой давности, то суд может отказать в иске.

Как взыскать ущерб с экспедитора

Если при оказании экспедиционных услуг груз был утрачен или во время приемки и проверки груза были обнаружены его недостача или повреждение (порча), клиент может взыскать с экспедитора:

Однако если утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, он не будет нести ответственность перед клиентом (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД).* Перечень таких обстоятельств ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон о ТЭД не раскрывают. При возникновении спора экспедитор будет обязан доказывать, что им при перевозке были приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза.

См. также Возгорание транспортного средства не является force major.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль