Организация розыгрыша призов для клиентов магазина

1176

Вопрос

Магазин ювелирный украшений планирует проводить акции для привлечения клиентов в виде розыгрышей ювелирных украшений для своих постоянных покупателей. Каждый покупатель становиться участником розыгрыша приза. Получение флаера на розыгрыш подарка и участие в акции бесплатно и выдается в момент купли-продажи любого изделия. Чем регламентируется проведение данных акций по розыгрышу призов и требуются ли для этого разрешения или наоборот получение подтверждения, что это не лотерея? Какие документы необходимы для публикации рекламмы о проведении розыгрыша в газетах? 

Ответ

Розыгрыш призов можно отнести к стимулирующим рекламным мероприятиям, которые не относятся к играм или лотереям, и для проведения которых не требуется специального разрешения.

Относительно лотерей — в настоящее время сохранились исключительно всероссийские государственные и международные лотереи. Проводить лотереи можно будет только двумя способами: тиражным и бес тиражным. Организаторами лотерей на основании решения Правительства Р. Ф. могут стать только Минспорт России и Минфин России (ч. 1 ст. 13 Закона о лотереях в ред. Закона № 416). Они будут проводить открытый конкурс для определения оператора лотереи — лица, которое проведет ее и которое будет заключать договоры и осуществлять взаимодействие с участниками лотереи. Таким образом, в связи с вступлением в силу поправок в ФЗ от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ организатором лотереи является лишь федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Р. Ф. в установленном порядке на проведение лотереи.

Однако розыгрыш призов можно отнести к стимулирующим рекламным мероприятиям, которые не относятся к играм или лотереям.

С 30 января 2014 года понятие «стимулирующая лотерея» законодательством о лотереях не регулируется: оно исключено из текста Закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ. Однако организации по-прежнему могут проводить за свой счет рекламные акции, которые носят характер стимулирующих (бесплатных) лотерей. К ним относятся конкурсы, игры и другие аналогичные мероприятия, условием участия в которых является приобретение у организации определенного товара. Это предусмотрено статьей 9 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Однако проведение стимулирующей лотереи не должно быть связано с внесением платы.

Стимулирующие рекламные мероприятия не относятся к играм или лотереям, основанным на риске, что дополнительно разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 07.04.2014 № Д09И-451 «О проведении стимулирующих мероприятий». Следовательно, правила подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ о самостоятельной уплате НДФЛ гражданами в таких ситуациях не применяются.

Учитывая, что стимулирующие мероприятия являются предметом нормативного правового регулирования ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за несоблюдение норм ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ предусмотрена ст. 14.3 КОАП РФ (см. Постановление А. С. СЗО от 20.08.2014А21−6610/2013, Постановление ФАС ВВО от 11.07.2014А79−7283/2013).

Призы (выигрыши), полученные в результате подобных акций, можно квалифицировать как доходы, полученные по договору дарения. Самостоятельно с таких доходов граждане должны платить НДФЛ, только если они получены от других граждан, не являющихся предпринимателями (подп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ). Таким образом, в отношении выигрышей стоимостью более 4000 руб. организатор лотереи признается налоговым агентом. Это следует из положений пункта 28 статьи 217, пунктов 1 и 2 статьи 226 Налогового кодекса Р. Ф. Ставка, по которой налоговый агент удерживает НДФЛ с указанных призов (выигрышей), равна 35 процентам (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом если гражданин получил выигрыш в натуральной форме и организатор лотереи не выплачивал ему деньги, то в налоговую инспекцию необходимо сообщить о невозможности удержания НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2012 г. № 03−04−05/9−305, от 19 января 2012 г. № 03−04−05/9−33 и ФНС России от 1 октября 2012 г. № ЕД-2−3/618.

Действующее законодательство также не содержит норм, требующих получения разрешения на проведения рекламной акции или стимулирующей лотереи. Реклама данных мероприятий должна соответствовать ст.ст.5, 9 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

«ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 07.04.2014 № Д09И-451 «О проведении стимулирующих мероприятий»

<…>

«В соответствии с письмами ФНС России Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращения организаций и граждан по вопросу проведения стимулирующих мероприятий и сообщает.

Согласно статье 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм. Между тем процедура проведения стимулирующей лотереи не связана с внесением платы и не имеет в себе рисковой составляющей.

Таким образом, участники не несут имущественных рисков, связанных с участием в такой лотерее.*

Кроме того, призовой фонд стимулирующей лотереи формируется исключительно за счет средств организатора лотереи, что не соответствует определению понятия «лотерея» в Федеральном законе от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях».

Отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, предметом которого являются права и обязанности сторон по поводу участия в розыгрыше, включая условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

Участие в стимулирующей лотерее, напротив, является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг (т.е. заключения договоров купли-продажи или оказания услуг).* В этой связи, по мнению Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, нормативное правовое регулирование указанных правовых отношений было правомерно исключено из содержания Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ «О лотереях».

Полагаем, что проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативного правового регулирования Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе»».

25.02.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль