Гарантийный ремонт автомобиля

99

Вопрос

Физ. лицо купило у официального дилера автомобиль для личного пользования. Спустя 11 месяцев физ. лицо обратилось в салон с целью устранения неполадок: неисправные кнопки управления на руле; нерабочий сигнал; горела лампочка "подушки безопасности". При диагностики было установлено, что деталь вышла из строя и ее необходимо заказывать. Срок доставки определили на 20 декабря 2014 года. По сегодняшний день 18.02.2015 г. деталь так и не пришла. Может ли физ. лицо обратиться в салон с требованием осуществить гарантийный ремонт и выплатить ему неустойку согласно п. 1 ст.20 Закона о защите прав потребителей, в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки?

Ответ

Для определения правомерности обращения к продавцу с указанными в вопросе требованиями необходимо анализировать условия договора купли-продажи и иную информацию о товаре, в частности, установленные гарантийные сроки на него и комплектующие изделия.

Так, например, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные ст.18 Закона Р. Ф. от 07.02.1992 № 2300−1, в том числе по незамедлительному безвозмездному устранению недостатков товара, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Также обращаем внимание, что предусмотренная ст.23 Закона № 2300−1 неустойка начинает исчисляться после истечения сроков по устранению недостатков товара в связи с предъявлением соответствующего требования потребителя. Таким образом, начисление неустойки возможно только после истечения срока устранения недостатков, предусмотренного ст.20 закона № 2300−1 (не более 45 дней).

Учитывая изложенное, физическое лицо вправе обратиться в салон с требованием безвозмездного устранения недостатков товара с уведомлением о возможности взыскания неустойки по ч.1 ст.23 Закона № 2300−1 в случае нарушения сроков устранения недостатков.

Однако с учетом установленных гарантийных сроков необходимо учитывать тот факт, что если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) указанное требование, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Закон Р. Ф. от 07.02.19922300−1 «О защите прав потребителей»

«Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.*

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.*"

2.Апелляционное определение Вологодского областного суда от 15.11.201333−5172/2013

«В рассматриваемой ситуации следует руководствоваться правилами пункта 3 статьи 19 Закона Р. Ф. от 07.02.1992 № 2300−1, согласно которым гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Указанная норма полностью соответствуют пункту 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Смысл этих правил состоит в том, что потребитель имеет право на предъявление соответствующих требований при обнаружении недостатков товара в течение большего срока, установленного на основное либо на комплектующее изделие, независимо от того в каком из этих объектов обнаружены недостатки.

Исходя из содержания приведенных норм материального права, гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара в данном случае равны гарантийному сроку, установленному на автомобиль… -… месяцев или… км пробега (в зависимости, что наступит раньше).

Поскольку <ДАТА> ООО «Авто Тайм», отказывая Ш. А. в удовлетворении заявленных требований, указало что пробег автомобиля составлял… км с даты его покупки, то есть менее… км, с момента покупки автомобиля первым покупателем <ДАТА> не прошло… месяцев, то гарантийный срок на момент обращения Ш. А. в ООО «Авто Тайм» с требованием безвозмездно устранить недостатки товара не истек.

При переходе права собственности на автомобиль… к Ш. А. перешли все права и обязанности по договору купли-продажи автомобиля от <ДАТА> N… и договору о техническом и гарантийном обслуживании автотранспортного средства от этой же даты.

Доказательств, объективно подтверждающих, что обнаруженные недостатки ветрового стекла автомобиля… возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, ответчиком ООО «Авто Тайм» в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.*

Таким образом, причиной разрушения и образования новых трещин на ветровом стекле автомобиля в районе пятки зеркала заднего вида, которые возникли после передачи автомобиля от А.С.А. Ш. А., и которые согласно заключению эксперта препятствуют в использовании автомобиля по назначению, является производственный брак; истец обратился к ответчику с претензией о замене ветрового стекла автомобиля в период действия гарантийного срока; ответчиком своевременно недостаток не был устранен.

При наличии изложенного, доводы апелляционной жалобы Ш. А. заслуживают внимания, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении обязанности на ООО «Авто Тайм» произвести замену ветрового стекла на…

С ООО «Авто Тайм» в пользу истца Ш. А. в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере… рублей, расходы на изготовление фотографий в размере… рублей, поскольку они связаны с рассмотрением дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с правилами части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым в целях восстановления нарушенных прав потребителя установить двадцатидневный срок для замены ветрового стекла на автомобиле истца Ш. А. после вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание, что данные действия могут быть выполнены только ответчиком ООО «Авто Тайм».

В связи с установленным фактом нарушения прав истца Ш. А., как потребителя, неудовлетворением его требований ответчиком ООО «Авто Тайм» в добровольном порядке, судебная коллегия приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере… рубля, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.»

3.Определение Липецкого областного суда от 13.06.201233−1291/2012

«Из заключения эксперта следует, что панель крыши и дверь задка подвергались ремонтным воздействиям. На стойки дверей передних имеются дефект ЛКП виде трещин длиною около 3 см и шириной около 1 мм. Механизм образование дефектов ЛКП на стойках дверей и увеличение зазоров в задней части кузова доподлинно установить не представляется возможным, так как отсутствуют экспертные методики. В заказ наряде Л2Б80701559 от 23.07.2008 г. отражены ремонтные воздействия панели крыши и двери задней, а стойки дверей, согласно заказ наряда, и измерений проведенных в ходе исследования, ремонтным воздействиям не подвергались, тем самым исключается образование данных повреждений в результате некачественного ремонта. Эксперт указал, что дефекты ЛКП дверных стоек могли образоваться вследствие неправильной эксплуатации ТС с перегрузом и превышением скорости на некачественном дорожном покрытии.

В соответствии с п. 6 статьи 19 Закона Р. Ф. «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить уполномоченной организации требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю.

Поскольку истец обратился в суд по истечении двухлетнего гарантийного срока, то именно ему надлежало доказать, что повреждения лакокрасочного покрытия автомобиля возникли до передачи его истцу или по причинам, возникшим до этого момента.*

Однако таких доказательств истец суду не представил, следовательно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.»

19.02.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль