Нормативно-правовая база для обоснования требований выполния работ по договору

127

Вопрос

15 ноября 2013 года между Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл и ООО был заключен гражданско-правовой договор № 0308200003113000208 на выполнение работ по замене окон. Работы были выполнены не полностью, а именно не были оштукатурены наружные откосы 44 оконных проемов. Акт о приемке выполненных работ № 1 от 05.12.2013 г. и справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 05.12.2013 были подписан ГБУ РМЭ и ООО, но с условием, что работы по оштукатуриванию окон будут выполнены при улучшении погодных условий. ООО направило нам гарантийное письмо № 12/04 от 04 декабря 2013 г., в котором обязалось завершить работы с наступлением плюсовой температуры. ГБУ РМЭ оплатило работы по договору в полном объеме, согласно платежному поручению № от № 4282877 от 09.12.2003. 31 июля 2014 года ГБУ РМЭ в адрес ООО направило письмо за номером, в котором просило ООО выполнить взятые на себя обязательства, предусмотренные гражданско-правовым договором № 0308200003114000208 от 15.11.2014 г. до 15 августа 2014 года в полном объеме. ООО данное письмо проигнорировало, ответ в адрес ГБУ РМЭ не направляло. ГБУ РМЭ обратилось в арбитражный суд, но судья сказал, что гарантийное письмо это не документ, просил со ссылками на нормы права о конкретных видах обязательств, обосновать требование выполнить работы по договору. На какие нормы права я могу ссылаться?

Ответ

Вам нужно сослаться на п. 1 ст. 723 ГК РФ и потребовать безвозмездного устранения подрядчиком недостатков работы.

В качестве образца Вы можете использовать эту форму искового заявления.

Гарантийное письмо является доказательством некачественных работ (определение ВАС РФ от 15.04.2010 г.ВАС-3741/10).

Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы установлена в ст. 723 ГК РФ.

Если недостатки являются несущественными и их можно устранить, то заказчику нужно по своему выбору потребовать от подрядчика:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как предъявить подрядчику претензии по качеству выполненных работ

«Чтобы предъявить подрядчику требования, связанные с некачественным выполнением работы, заказчику нужно:

Какие работы могут считаться некачественными

Работы считаются некачественными, если они не удовлетворяют требованиям:

Судебная практика выработала критерии некачественной работы.

Что может потребовать заказчик от подрядчика в связи с некачественными работами

Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы установлена в статье 723 Гражданского кодекса РФ.* Она наступает, если подрядчик выполнил работу с отступлениями от договора подряда, которые ухудшили результат работы. Например, когда подрядчик отступил от условий проектной документации, предусмотренной договором подряда для строительства жилого дома, и это привело к наличию в воздухе квартир вредных веществ в объеме, значительно превышающем предельно допустимые концентрации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 мая 2005 г. № А19−3534/04−14-Ф02−2441/05-С2).

Кроме того, подрядчик несет ответственность в порядке статьи 723 Гражданского кодекса РФ, если он выполнил работу с иными недостатками, которые сделали результат работы:

Если присутствует одно из этих условий и при этом недостатки являются несущественными и их можно устранить, то заказчику нужно по своему выбору потребовать от подрядчика:

Внимание! Договором подряда может быть ограничено право заказчика устранять недостатки работы самостоятельно или с помощью третьих лиц.

Однако заказчику нужно помнить, что если он начнет пользоваться результатом работы, несмотря на выявленные недостатки, то в случае спора суд может отказать ему в иске, заявленном по двум последним основаниям. Это связано с тем, что такое поведение заказчика будет подтверждать возможность использования результата работы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2006 г. № А56−8597/2005).

В договоре подряда стороны могут установить договорную ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы. Например, в виде права заказчика потребовать от подрядчика определенную денежную сумму за каждый выявленный факт некачественного выполнения работ.

Внимание! Если в договоре подряда уже установлен определенный вид ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы, то заказчик не сможет при возникновении спора потребовать иного.*

В договоре подряда может содержаться условие об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки в работе. Однако тот сможет сослаться на такое условие, только если недостатки возникли не по его вине. Если же заказчик докажет, что недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика, то подрядчик все равно будет нести ответственность, даже несмотря на условие договора, освобождающее его от ответственности (п. 4 ст. 723 ГК РФ). Суд признает такое условие не соответствующим закону и не будет его применять.

Если при устранении последствий недостатков работы заказчик понес убытки, то он имеет право на их возмещение, даже если они не связаны непосредственно с предметом подрядного обязательства. Причем на это право не влияет тот факт, что заказчик уже применил к подрядчику меры ответственности в порядке пункта 1 статьи 723 Гражданского кодекса РФ.

Если заказчик обнаружит, что недостатки являются существенными и неустранимыми, то имеет смысл отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ). Подробнее см. Как заказчику отказаться от исполнения договора подряда в одностороннем порядке.

Если подрядчик сам предоставил материалы для выполнения работы, то он еще отвечает и за их качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ). Такое правило установлено в пункте 5 статьи 723 Гражданского кодекса Р. Ф. При этом у подрядчика есть обязанность установить цель, для которой заказчик будет использовать результат работы. Это нужно для того, чтобы качество материалов соответствовало требованиям, которые предъявляются к работам соответствующего рода.

Как подтвердить то, что работы выполнены некачественно

Чтобы предъявить подрядчику перечисленные выше требования, заказчику нужно документально зафиксировать недостатки. Для этого он может:

Кроме того, доказательствами некачественных работ может послужить переписка сторон, а также гарантийное письмо подрядчика об устранении недостатков в работе (определение ВАС РФ от 15 апреля 2010 г. № ВАС-3741/10)*.

В какой срок нужно предъявить претензии

Заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с ненадлежащим качеством работы, в течение определенного срока. Таким сроком может быть:

  • гарантийный срок, установленный договором. Стороны в договоре подряда могут определить порядок исчисления такого срока (с какого момента он начинает течь), его продолжительность, порядок гарантийного обслуживания. Стороны также могут установить объем гарантии, то есть предусмотреть, на весь ли результат работы распространяется гарантия или на составные части (на какие именно). Гарантийный срок можно согласовать и в акте сдачи-приемки работ (определение ВАС РФ от 13 июля 2009 г. № ВАС-8680/09);
  • гарантийный срок, установленный законом или иным нормативно-правовым актом, например, ГОСТом, РД (руководящим нормативным документом);
  • разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если гарантийный срок не установлен или иные сроки не установлены законом, договором или обычаями (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Гарантийный срок не начнет течь, если заказчик не может использовать результат работы по причинам, которые зависят от подрядчика (п. 6 ст. 724, п. 2 ст. 471 ГК РФ), например, когда подрядчик не предоставил ему документы, без которых использование результата работы невозможно.

Если подрядчик выполнил работу заново, то на ее результат по общему правилу устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и для первоначального результата работы (п. 6 ст. 724, п. 4 ст. 471 ГК РФ).

Для требований, которые связаны с ненадлежащим качеством работы, установлен сокращенный срок исковой давности в один год. Исключение составляют здания и сооружения, в отношении которых действует общий срок — три года (ст. 725 ГК РФ). Такой срок начинает течь со дня:

  • когда заказчик заявил о недостатках, если такое заявление сделано в пределах установленного гарантийного срока;
  • когда заказчик узнал или должен был узнать о нарушении своего права, если законом, иными правовыми актами или договором подряда гарантийный срок не был установлен (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если результат работы принимается по частям, то течение срока исковой давности начинается со дня приемки результата работы в целом (п. 2 ст. 725 ГК РФ). Если истек год со дня выявления недостатков, но еще не закончился год со дня приемки результата работы в целом, или результат работы в целом не сдан заказчику, заказчик вправе предъявить требования в связи с ненадлежащим качеством работ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 июля 2004 г. № Ф03-А73/04−1/1525).

См. также

19.02.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль