Односторонний отказ от исполнения договора поставки

109

Вопрос

По договору купли-продажи нам поставили три натяжных катка (для транспорта). В процессе эксплуатации они перестали функционировать. Мы обратились к Продавцу с требованием заменить катки или вернуть деньги. Сейчас мы хотим обратиться в суд с требованием о возврате уплаченных денежных средств. По договору, помимо катков нам поставлялась и другая техника. Вопрос: нужно ли нам перед подачей в суд написать Продавцу уведомление об отказе от договора в части некачественных катков?

Ответ

 Да Вам следует направить в адрес продавца уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора поставки в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества.

В качестве образца Вы можете использовать эту форму.

Односторонний отказ покупателя от исполнения договора поставки по основанию поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок признается правомерным, если одновременно присутствуют следующие условия (п. 2 ст. 523 ГК РФ):

  • товары поставлены;
  • они имеют ненадлежащее качество;
  • недостатки товара не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

Понятие приемлемого для покупателя срока в законе специально не раскрывается и относится практикой к числу оценочных категорий. Срок зависит от всех обстоятельств конкретного дела (см., например, постановления ФАС ДО от 27.03.2008 г.Ф03-А73/08−1/755 № А73−2980/2007−30, ФАС ЗСО от 16.06.2009 г.Ф04−3287/2009 (8061-А67−28) № А67−5596/08). Так, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что недостатки можно устранить в приемлемый срок, то суд может признать односторонний отказ незаконным.

Покупатель не вправе предъявить поставщику ни одно из перечисленных требований, если тот без промедления (сразу после получения уведомления покупателя о недостатках) произведет замену товара. Право на такую замену предоставлено поставщику п. 1 ст. 518 ГК РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как предъявить претензии поставщику в связи с получением некачественного товара

«Поставщик должен передать покупателю товар, качество которого соответствует установленным требованиям (п. 5 ст. 454, ст. 469 ГК РФ). Однако на практике это правило не всегда соблюдается. В таких случаях покупателю необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ и условиями договора. Также довольно часто стороны делают в договоре ссылку на Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7). В таком случае нужно соблюдать и ее положения. Подробнее см.Порядок приемки товара по качеству и комплектности согласно Инструкции № П-7 и Порядок действий покупателя, если в ходе приемки товара будут обнаружены недостатки (согласно Инструкции № П-7).

Как зафиксировать факт поставки некачественного товара

Чтобы предъявить поставщику претензии, покупатель должен представить доказательства, что товар действительно имеет недостатки (ст. 65 АПК РФ).

Для этого их нужно должным образом зафиксировать. От того, являются ли они явными или скрытыми, зависит время, место и способ фиксации*.

Выявлены явные недостатки

Покупатель сможет заявить претензии по явным недостаткам, только если обнаружит и зафиксирует их в ходе осмотра и проверки товара. Иначе суд может прийти к выводу, что дефекты товара возникли в ходе его эксплуатации покупателем или иными лицами уже после приемки от продавца. В таком случае в иске к поставщику будет отказано (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 августа 2010 г. по делу № А56−32117/2009, ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09−5308/11 по делу № А60−3324/2011).

Чтобы зафиксировать явные недостатки, нужно:*

Акт о недостатках товара можно составить в произвольной форме, но лучше — по утвержденной Госкомстатом форме (№ ТОРГ-2 или № ТОРГ-3).

Во-первых, эта форма удобна: в ней указано, какие именно сведения надо отразить в акте, а значит, уменьшается риск того, что представитель покупателя забудет внести в акт что-то важное.

Во-вторых, выявление недостатков может стать причиной уменьшения цены поставленных товаров. В таком случае понадобится составить корректировочный счет-фактуру. Однако налоговые органы могут не принять такой счет-фактуру, если акт о недостатках товара будет составлен не по утвержденной форме.

В акте необходимо указать следующее:

  • когда и как был вызван поставщик;
  • наименование грузоотправителя;
  • наименование производителя;
  • дату и номер договора;
  • дату и номер счета-фактуры;
  • дату и номер накладной;
  • способ доставки;
  • подробное описание недостатков товара.
  • Перечисленные документы (накладные с отметками о недостатках, а также акт) должны быть подписаны как покупателем, так и представителем поставщика. Для этого обо всех обнаруженных в ходе приемки недостатках нужно незамедлительно уведомить поставщика (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). При этом способ уведомления зависит от порядка передачи товара.

  •  

1. При выборке достаточно просто указать на недостатки и сразу зафиксировать их в соответствующем акте.

2. При доставке (если она происходила без участия представителя поставщика) уведомление необходимо сделать письменно. Причем в уведомлении нужно указать на необходимость присутствия представителя поставщика при составлении акта обнаружения недостатков. Также нужно указать дату, время и место составления такого акта.

Внимание! Если покупатель в ходе приемки товара на своей территории (при условии о доставке) примет решение об отказе от него, то товар необходимо принять на ответственное хранение и незамедлительно сообщить об этом поставщику.

Выявлены скрытые недостатки

Покупатель сможет предъявить претензии по скрытым недостаткам, если те будут выявлены и зафиксированы в следующие сроки:

Однако указанные сроки действуют, если иное не установлено законом или договором поставки (п. 1 ст. 477 ГК РФ). Так, в договоре стороны могут согласовать специальный срок для обнаружения недостатков.

Чтобы зафиксировать выявленные в ходе эксплуатации скрытые недостатки, необходимо составить акт об их обнаружении. При его составлении (так же, как и при фиксировании явных недостатков) должен присутствовать представитель поставщика. Для этого в разумный срок после обнаружения дефектов поставщику необходимо направить извещение об обнаруженных недостатках (п. 1 ст. 483 ГК РФ) и указать в нем дату, время и место составления такого акта. В договоре может быть даже закреплена обязанность поставщика направлять покупателю своего представителя для осмотра товара. По результатам такого осмотра поставщик может признать претензии в адрес товара.

Кроме того, договором или иным соглашением сторон может быть предусмотрена необходимость выслать вместе с извещением также:

  • подтверждение того, что установку (монтаж), если таковые имели место, производили специализированные организации. Требование о том, что такие организации должны обладать необходимыми разрешительными документами, должно содержаться в паспорте, передаваемом вместе с товаром;
  • фотографии дефектов продукции.

Совет

Даже если в договоре не установлена обязанность высылать фотографии дефектов поставщику, это все же иногда полезно сделать. В ряде случаев фотографии помогают урегулировать претензию без проведения экспертизы.

Также в договоре может быть установлена обязанность покупателя направить товар для экспертизы поставщику. Иногда последний может потребовать передать ему товар, даже если проведение экспертизы не предусмотрено договором. Это может быть связано как с тем, что поставщик в свою очередь будет передавать товар на проверку изготовителю, так и с тем, что в местонахождении покупателя нет экспертных организаций.

В качестве доказательств наличия как явных, так и скрытых недостатков суд может принять также:

Если на товар не установлена гарантия качества или недостатки выявлены после истечения ее срока, то покупатель обязан доказывать, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. Это правило установлено пунктом 1 статьи 476 и пунктом 5 статьи 477 Гражданского кодекса Р. Ф. Для получения необходимых доказательств покупатели обычно обращаются к экспертам.

Совет

Перед предъявлением претензий нужно быть уверенным, что в наличии недостатков виноват именно поставщик. Для этого стоит проверить, не были ли при использовании (или установке) товара нарушены условия его эксплуатации. Они должны быть указаны в документах на товар.

Если этого не сделать, покупатель рискует произвести лишние затраты (на экспертизу, представительство, судебные издержки) и получить отказ в иске.

Какие претензии можно предъявить поставщику

Требования, которые покупатель может предъявить поставщику, зависят от многих факторов. Их можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушения требований к качеству не являются существенными, и недостатки не были оговорены продавцом

В такой ситуации покупателю стоит потребовать (п. 1 ст. 518 и п. 1 ст. 475 ГК РФ):

Тогда покупателю стоит (п. 1 ст. 518 и п. 2 ст. 475 ГК РФ):

При этом необходимо, чтобы недостатки действительно являлись существенными. Если суд придет к выводу, что они таковыми не являются, то в удовлетворении иска будет отказано.

Внимание! При выборе конкретного требования покупателю необходимо учитывать установленные законом ограничения.

18.02.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль