Приемка товара от имени покупателя

480

Вопрос

Какие риски может понести поставщик, если приемка товара (напитки в стеклотаре) будет осуществляться по требованиям Инструкций Госарбитража СССР П-6 и П-7 на складе покупателя? Или лучше условия приемки прописать в самом договоре? Как обезопасить себя от недобросовестного Покупателя в случае предъявления претензий?

Ответ

При приемке товара на складе покупателя (в договоре прописано условие о доставке) сотрудник организации-поставщика, отвечающий за доставку товара, должен запросить у приемщика доверенность, которой он уполномочен на приемку товара от имени компании-покупателя.

Также необходимо подойти очень внимательно к оформлению документов (особенно товарной накладной), так как на практике нередки случаи, когда после получения товара покупатели отрицают факт поставки. В итоге у поставщика возникает риск того, что он не сможет ни получить оплату за переданный товар, ни потребовать его возврата.

Ссылки в договоре на инструкции Госарбитража № П-6 и № П-7 крайне невыгодны покупателю, но на руку поставщику.

Инструкции содержат слишком громоздкий и непрактичный в современных условиях порядок приемки товара с жесткими требованиями к срокам, а также к оформлению документов в ходе приемки. Например, акт о недостатках товара надо составлять дважды: первый — односторонний, второй — с участием представителя поставщика, а если он не явился — с привлечением стороннего эксперта. Акт об окончании приемки состоит из 20 обязательных пунктов. Любое нарушение процедуры или формы документов может стать причиной отказа в удовлетворении требований покупателя (определения ВАС РФ от 16.03.10ВАС-2784/10, от 05.02.09891/09, постановления ФАС МО от 14.09.09А41−14619/08, СЗО от 10.10.08А13−12186/2007).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Приемка товара: рекомендации для поставщика

«Поставщику важно принимать участие в приемке товара*. Это позволит снизить риски наступления ответственности за просрочку поставки или за поставку товаров, которые не соответствуют установленным в договоре требованиям, а также будет способствовать урегулированию споров с покупателем в случае возникновения каких-либо разногласий.

Порядок приемки

Порядок приемки товара может быть установлен:

Если порядок проверки количества и качества товара установлен актами, которые обязательны к применению, то порядок, установленный в договоре, должен соответствовать этим требованиям (абз. 2 п. 1 ст. 474, абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Если же требования к порядку проверки качества и количества товара стороны не согласовали в договоре, и они не установлены в законе и иных актах, обязательных к применению, то поставщику стоит придерживаться следующего порядка:

См. также Порядок приемки товара. Действия поставщика.

Передача товара

Обычно передачу и получение товара осуществляют физические лица — представители поставщика и покупателя.

Если представитель покупателя получает товар на складе поставщика (при условии о выборке товара), поставщику необходимо удостовериться, что товар передается уполномоченному лицу. Так, представитель покупателя должен иметь доверенность с полномочиями:


  • получить товар;

  • проверить товар на соответствие установленным договором требованиям (это связано с тем, что покупатель обязан осмотреть товар в месте передачи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 1 ст. 515 ГК РФ)).


  •  

На практике нередки случаи, когда доверенности нет совсем или она подписана неустановленным лицом. Если несмотря на это поставщик передаст товар и не докажет очевидность полномочий приемщика или последующее одобрение сделки покупателем, то возникнет риск того, что поставщик не сможет потребовать оплаты.

При приемке товара на складе покупателя (в договоре прописано условие о доставке) сотрудник организации-поставщика, отвечающий за доставку товара, также должен запросить у приемщика доверенность, которой он уполномочен на приемку товара от имени компании-покупателя*. Это позволит в будущем избежать споров о передаче товара ненадлежащим лицам.

Но если доверенность не запросили и такой спор возник, необходимо сослаться на то, что полномочия на получение товара явствовали из обстановки, в которой действовал представитель (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Поставщику необходимо проконтролировать, чтобы представитель покупателя зафиксировал в соответствующих товаросопроводительных документах (накладных, товарно-транспортных накладных, железнодорожных накладных) получение товара для приемки. Это делать не нужно, если:


  • договор содержит условие о доставке товара и согласно договору, закону или иным правовым актам, обычаю приемка товара должна произойти во время передачи товара,

  • или договор содержит условие о доставке товара, но в нем не указаны место и срок осмотра и проверки товара,

  • или договор содержит условие о выборке товара и при этом иное место, срок осмотра и проверки товара в нем не указаны.


  •  

К оформлению документов (особенно товарной накладной) необходимо подойти очень внимательно, так как на практике нередки случаи, когда после получения товара покупатели отрицают факт поставки.* В итоге у поставщика возникает риск того, что он не сможет ни получить оплату за переданный товар, ни потребовать его возврата. Подробнее об этом см. Приемка-передача товара. Недостатки в оформлении, которые приводят к недоказанности факта поставки.

В таких случаях подписанию указанных документов предшествует их осмотр и проверка, и если покупатель их подпишет без замечаний, то такие действия будут свидетельствовать об окончательной приемке товара.

См. также Что необходимо проконтролировать поставщику при доставке товара и при выборке товара.

Фиксация результатов приемки

Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие приемку товара (п. 1 ст. 513 ГК РФ). Если договором, законом, иными правовыми актами или обычаями не предусмотрены сроки приемки товара, то покупатель должен это сделать в разумные сроки (ст. 314, п. 1 ст. 483 ГК РФ). При возникновении спорных ситуаций разумность такого срока будут оценивать стороны в процессе переговоров или суд. Если срок, в течение которого проводилась приемка товара, суд сочтет неразумным, в иске будет отказано.

Если в ходе осмотра и проверки товара покупатель не выявит никаких нарушений, то стороны подписывают документы, свидетельствующие об окончательной приемке товара (акт приема-передачи товара, товарные накладные).

Если будут выявлены несоответствия товара условиям договора, то покупатель будет обязан незамедлительно письменно уведомить поставщика об этом (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если покупатель этого не сделает, то суд может отказать в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 января 2010 г. по делу № А32−26907/2008, определением ВАС РФ от 5 марта 2010 г. № ВАС-2322/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Однако при этом нужно учитывать, что поставщик не вправе ссылаться на несоблюдение порядка извещения, если он знал или должен был знать о том, что переданные товары не соответствуют условиям договора (п. 3 ст. 483 ГК РФ, см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу № А79−4177/2006).

Если поставщик получил указанное уведомление, ему стоит принять участие в приемке товара и составлении соответствующих актов, чтобы иметь возможность урегулировать споры с покупателем в досудебном порядке.

Представитель поставщика должен прибыть в местонахождение товара в срок, указанный в уведомлении, с документами, подтверждающими его личность и полномочия. В случае неявки поставщика покупатель будет вправе провести приемку самостоятельно и составить соответствующие акты в одностороннем порядке.

Дальнейшие действия поставщика будут зависеть от того, какие именно несоответствия или недостатки товара выявил покупатель. См. подробнее Как восполнить недопоставку товара или возразить на претензии покупателя, связанные с недопоставкой; Споры о нарушении срока поставки товара: позиция поставщика; Как возразить на претензии покупателя о недостатках переданного товара.

См. также

13.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.