О проведении внеплановой проверки придомовой территории

469

Вопрос

Может ли ГЖИ проводить внеплановую проверку текущего содержания придомовой территории? И в случае выявленных нарушений назначать штраф. Подскажите на что сослаться в обжаловании? Я считаю, что необходимо ссылаться на п. 2 ст. 10 294-фз.

Ответ

Для определения материальных оснований для обжалования необходимо анализировать фактические обстоятельства дела. Для определения правомерности проводимой внеплановой проверки необходимо знать, проводилась ли проверка во взаимодействии с проверяемым юридическим лицом (возлагались ли на него обязанности по предоставлению информации или представитель юр. лица участвовал в проверке), а также имелись ли основания для проведения указанной проверки органами ГЖИ (распоряжение, жалоба и т. п.).

Так, если внеплановая проверка осуществлялась на основании распоряжения уполномоченного должностного лица (проведение проверок относится к компетенции ГЖИ ч.1 ст.20 ЖК РФ) без взаимодействия с проверяемым юридическим лицом, положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к таким проверкам не применяются (п. 1 ч.3 ст.1 Закона № 294-ФЗ), в том числе п. 2 ст.10 № 294-ФЗ, и ее результаты могут быть признаны правомерными.

Для определения полномочий ГЖИ на составление и рассмотрения протокола об административном правонарушении необходима информация, по какой статье КоАП РФ или КоАП субъекта РФ он был составлен.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 26.12.2008294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля*;

4. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора):

26) региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;*"

2.Жилищный кодекс Российской Федерации

«Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4.2. Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.»

4.Постановление ФАС СЗО от 20.01.2014А56−5891/2013

«Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций правомерно (с учетом положений статей 1 и 2 Закона № 294-ФЗ) указали, что на рассматриваемые отношения требования Закона № 294-ФЗ не распространяются.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.*

В данном случае суды на основании материалов дела установили, что предметом проверки 15.12.2012 не являлась деятельность Общества, что подтверждается указанной в акте проверки целью проверки — проверка территории Московского района на предмет очистки кровель от снега и наледи и уборки внутридворовых территорий, проведением проверки на территории района в целом и не только в отношении жилых домов, управляемых Обществом, а также вхождением представителя ООО «ЖКС № 3 Московского района» в состав комиссии, проводившей проверку. Таким образом, в ходе проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие Инспекции и Общества, на Общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Инспекции.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.»

5.Постановление 13 ААС от 25.12.2014А56−49187/2014

«Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о нарушении административным органом положений Закона № 294-ФЗ при проведении проверки в отношении ООО «ЖКС № 1». Аналогичные доводы заявлялись ООО «ЖКС № 1» при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, им дана полная и надлежащая оценка.

В рамках свой компетенции Инспекцией издано распоряжение от 23.05.2014 № 27-р, согласно которому специалистам отделов контроля надлежало в период с 16.04.2014 по 15.10.2014 осуществлять контроль за соблюдением чистоты и порядка на придомовых территориях жилищного фонда Санкт-Петербурга и требований по содержанию фасадов зданий жилищного фонда согласно территориальной подведомственности.

Во исполнение данного распоряжения, Инспекцией 13.06.2014 года с участием незаинтересованных лиц представителя ГУЖА Красногвардейского района, генерального директора ООО Жилкомсервис № 3 Красногвардейского района, начальника ЭУ-2 ООО Жилкомсервис № 2 Красногвардейского района, произведен визуальный осмотр территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга, в том числе территории, на которой расположены многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя.

В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Как следует из материалов дела, проведенный Инспекцией осмотр территории 13.06.2014 года не является проверкой деятельности общества и осуществлен в рамках предоставленных Инспекции полномочий по контролю соблюдения норм и правил содержания жилищного фонда. В ходе осмотра от общества не требовались какие-либо документы, объяснения, доказательства, организация обеспечения доступа в помещения домов, исполнение иных требований. Должностное лицо Инспекции находилось на придомовых территориях, открытых для свободного доступа третьих лиц. Из материалов дела также следует, что осмотр проводился по территории района в целом и не ограничивался жилыми домами, управляемыми заявителем, что подтверждается актом осмотра.

Акт от 13.06.2014 составлен для фиксации непосредственного обнаружения административного правонарушения в присутствии не заинтересованных лиц и направлен заявителю по средствам факсимильной связи.»

6.Постановление 17 ААС от 08.07.2014А60−6063/2014

«В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона не применяются, в том числе, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В рассматриваемом случае при осмотре территории не требовалось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридического лица. Таким образом, положения Федерального закона № 294-ФЗ при проведении контрольных мероприятий не применяются.*

В материалы дела не представлены доказательства взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридического лица.

В рассматриваемом случае специалистами МКУ «Служба заказчика Ленинского района города Екатеринбурга» проводилось обследование территории общего пользования в соответствии с планом работы по вопросам соблюдения требований Правил благоустройства. Акты осмотра (обследования) состояния территории составлены для фиксации непосредственного обнаружения административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), а не в рамках осуществления муниципального контроля. Для составления указанных актов не требовалось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридического лица.»

10.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.