Договор аренды с иностранным арендатором

444

Вопрос

Если арендатор — ИП, он иностранец, и у него проблемы с миграционной службой. Каковы риски для арендодателя — юр. лица, т.к. из УФМС уже грозятся штрафами? И ещё. Может быть какие-то пункты предусмотреть в договоре аренды между арендатором и арендодателем?

Ответ

Существует вероятность, что УФМС, при ряде условий попытается привлечь организацию-арендодателя по ч.1 ст. 18.16 КОАП РФ.

Объективная сторона данного правонарушения образуют действия физического или юридического лица, управляющего торговым объектом (торговым комплексом), выраженные в предоставлении торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения, иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности. либо в выдаче иностранному гражданину незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения или допуск в иной форме к осуществлению указанной деятельности.

Учитывая объективную сторону правонарушения, организация арендодатель должна будет доказать, что не является работодателем арендатора, а также не осуществляет допуск к осуществлению незаконной деятельности иностранного арендатора — ИП.

Следует также отметить, что если ИП иностранец привлечет работников без разрешения, это также может повлечь санкции для арендодателя. Так, предоставление организациями (предпринимателями), управляющими торговыми объектами, торговых мест (других помещений) работодателям, которые без разрешения используют труд иностранных граждан (лиц без гражданства) образуют состав правонарушения по ч. 2 ст. 18.16 КОАП РФ.

На практике надзорные органы часто не делают разницы между понятиями «компания, управляющая торговым объектом» и «компания — собственник помещений на торговом объекте», однако суды считают, что данные понятия не тождественны (см. Постановление ФАС МО от 14.11.2011А40−33477/2011, Постановление ФАС МО от 14.10.2011А40−22308/11, Постановление А. С. ПО от 30.10.2014А65−2235/2014, Постановление ФАС СКО от 24.10.2013А53−8477/2013).

На практике, для снижения рисков привлечения к административной ответственности в договорах аренды могут быть прописаны обязанность арендаторов соблюдать правила привлечения к труду иностранных граждан и санкции за нарушение этого условия.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Административная ответственность за нарушения в сфере торговли;

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

<…>

КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

<…>

«Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ.)

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешение на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ.)

(Статья введена Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ.)

1. Комментируемая статья включена в КоАП Р. Ф. Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия соблюдение законодательства о порядке привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в сфере торговли и защиту трудовых прав российских граждан в этой сфере.

2. Статья содержит составы административных правонарушений, общим объектом которых являются общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — иностранные граждане) на торговых объектах (в том числе торговых комплексах) в Российской Федерации.

Данная статья устанавливает административную ответственность прежде всего за нарушение правил привлечения иностранных граждан к работе на розничных рынках (далее — рынках). Понятия розничного рынка и его отдельных видов сформулированы в ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ „О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“.

3. Правонарушение по ч. 1 данной статьи включает в себя два состава.

Объективную сторону первого состава правонарушения по ч. 1 образуют действия

физического или юридического лица, управляющего торговым объектом (торговым комплексом), выраженные в предоставлении торгового места, иного помещения на территории данного объекта иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности.

Предметом посягательства указанного правонарушения являются правила предоставления торгового места и правила привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности. Понятие „торговое место“ сформулировано в ст. 3 упомянутого выше Федерального закона.*

В соответствии с п. 7 ст. 15 данного Федерального закона торговые места индивидуальным предпринимателям — иностранным гражданам предоставляются с учетом допустимой доли иностранных работников, определяемой Правительством Р. Ф..

Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю таких работников, используемых хозяйствующими субъектами в различных отраслях экономики, и определять срок приведения в соответствие с ней этими субъектами численности иностранных работников.

К административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи привлекаются лица, управляющие торговым объектом (торговым комплексом), за предоставление торговых мест, иных помещений иностранным гражданам с нарушением установленной допустимой доли иностранных работников, а также за неприведение общего числа этих работников, которым ранее были предоставлены торговые места, в соответствие с их допустимой долей, предусмотренной Правительством Р. Ф. на очередной год.

По ч. 1 комментируемой статьи несут ответственность также лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), за нарушение общих правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с выдачей иностранным гражданам, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, разрешений или осуществлением иных форм их допуска к работе на этих объектах.

Предмет посягательства данного правонарушения — правила оформления допуска иностранного гражданина к деятельности на торговых объектах.

Согласно п. 4 ст. 13 и подп. 1.9 ст. 131 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ правовыми основаниями привлечения иностранного работника к трудовой деятельности в России являются: 1) для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в визовом порядке, — наличие у работодателя разрешения о привлечении и использовании иностранных работников и получение этим гражданином разрешения на работу; 2) для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, — наличие у него разрешения на работу.

Таким образом, субъектами административной ответственности по ч. 1 статьи в данном случае являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), в том числе рынками, которые оформляют разрешения, иные виды документов для допуска иностранных работников к трудовой деятельности, нарушая указанные правила.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, тоже включает в себя два противозаконных деяния, посягающие на правила предоставления торговых мест, иных помещений на территории торгового объекта (торгового комплекса) и на правила привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

Однако особенностью ч. 2 ст. 18.16 является то, что в соответствии с ней административную ответственность несут лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), включая рынки, которые непосредственно не нарушали правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на этих объектах, но не обеспечили выполнение таких правил лицами, с которыми они заключили договоры о предоставлении торговых мест. Так, подп. 7 п. 1 ст. 14 Федерального закона „О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ установлена обязанность управляющей рынком компании обеспечивать соблюдение лицами, заключившими с этой компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.

Объективную сторону первого состава правонарушения по ч. 2 данной статьи образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд.

Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 2 ст. 18.16 составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектами правонарушений по ч. 1 и 2 данной статьи являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами). Ими могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица, их филиалы, представительства, управляющие торговым объектом (торговым комплексом), должностные лица указанных юридических лиц, филиалов, представительств, иные юридические лица, их должностные лица, иные индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассмотренные правонарушения могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Дела о правонарушениях по данной статье рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3)».

09.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.