О соглашении об урегулировании претензий

2748

Вопрос

Стороны по договору выставили друг другу взаимные претензии, в досудебном порядке стороны договорились частично принять претензии. Возможно оформить данные договоренности путем соглашения между сторонами?

Ответ

Да, нужно оформить достигнутые договоренности путем составления и подписания соглашения об урегулировании претензий.

Такое соглашение является двусторонней сделкой порядок заключения, изменения и прекращения которой регламентируется ГК РФ. В соглашении рекомендуется прописать и последствия его несоблюдения, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение. Оформлено соглашение должно быть также как и договор.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как успешно решить спор в досудебном порядке

«Большинство возникающих с контрагентами споров и разногласий можно урегулировать без обращения в суд. Ведь это зачастую выгодно каждой из сторон. Досудебный порядок урегулирования спора дешевле, быстрее, и, кроме того, стороны могут выбрать именно тот вариант разрешения спора, который в наибольшей мере учитывает их экономические интересы.

В то же время стороны далеко не всегда могут решить возникающие споры без обращения в суд. Даже в тех случаях, когда обе стороны не прочь обойтись без суда, им не всегда удается прийти к соглашению.

В данной рекомендации приведены несколько способов, которые могут способствовать успешному разрешению спора в досудебном порядке.

Провести переговоры

Зачастую процесс досудебного урегулирования возникших между сторонами разногласий начинается с проведения переговоров. В большинстве случаев уже на этом этапе становится понятно, желает ли контрагент разрешить спор без доведения его до суда либо умышленно идет на конфронтацию и обострение спора. При этом если контрагент не против разрешения спора мирным путем, то проще всего ликвидировать спор именно на этапе переговоров.

Переговоры могут быть проведены как в устной (путем непосредственного общения представителей спорящих сторон), так и в письменной форме (посредством переписки, обмена сообщениями и т. п.).

Переговоры могут проводиться на различных уровнях: менеджерами, юристами, руководителями компаний. Переговоры также могут проводиться одновременно с участием и руководителей, и юристов, и при необходимости иных сотрудников организации.

В случае возникновения споров между крупными компаниями, как правило, сначала проводятся переговоры на уровне менеджмента среднего звена, в ходе которых согласуется общий подход к решению проблемы. После этого уже проводятся переговоры на высшем уровне, с участием руководителей организаций, начальников юридического и других отделов. При этом стороны окончательно согласовывают условия ликвидации всех имеющихся разногласий.

Если в процессе переговоров найти компромисс не удалось, можно использовать иные способы разрешения конфликтной ситуации.

Направить контрагенту претензию

Часто оказывается, что вместо многочисленных устных переговоров и консультаций большего эффекта можно достигнуть, если направить контрагенту письменную претензию с перечнем всех разногласий между сторонами, а также требований заявителя претензии. Получение претензии будет означать для контрагента серьезность намерений заявителя, что, вполне возможно, станет стимулом для успешного разрешения спора до предъявления иска в суд.

Подробнее см. Как составить претензию; Как ответить на претензию.

Отказаться от части требований к своему контрагенту (метод взаимных уступок)

Иногда возникает ситуация, когда контрагент в принципе готов договориться, но он не понимает выгоды для себя исполнять долг сейчас, а не значительно позднее, после вынесения судебного акта. В этом случае можно применить метод уступок контрагенту*.

Для этого изначально в претензии имеет смысл заявить все требования, удовлетворения которых может потребовать кредитор. Однако впоследствии от части требований можно отказаться. Например, кредитор может указать в претензии, что требует не только взыскания основного долга, но и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также взыскания убытков. Однако позже можно уведомить контрагента, что если сумму основного долга он выплатит добровольно, то кредитор отказывается от взыскания штрафных санкций.

Это может быть стимулом для должника исполнить свою обязанность добровольно, так как в этом случае он сэкономит на штрафных санкциях. Для кредитора же в этом случае выгода заключается в скорейшем получении долга и возможности использования полученных денежных средств в своих экономических интересах.

Совет

Требования в претензии имеет смысл привести „с запасом“, то есть указать больше, чем организация действительно готова требовать с контрагента в судебном порядке. Например, если юрист понимает, что вряд ли включит в иск требование о возмещении убытков (т. к. доказать их размер и причинно-следственную связь очень трудно), в претензии сумму этих убытков обязательно надо указать. Хотя бы только для того, чтобы потом в ходе переговоров с контрагентом „отказаться“ от нее, демонстрируя свою готовность идти на уступки.

Указать на последствия обращения в суд

Как показывает практика, довольно часто контрагенты медлят с добровольным исполнением заявленных к ним требований, даже если с ними в целом согласны. В некоторых случаях это происходит из-за того, что контрагент не осознает, какие дополнительные расходы он понесет в случае судебного спора.

В такой ситуации бывает полезно показать контрагенту (в претензии или устно) последствия обращения в суд для понуждения ответчика к исполнению своих обязанностей.

Негативные для контрагента последствия напрямую связаны с дополнительной обязанностью по возмещению судебных расходов. В эти расходы включаются:


  • сумма уплаченной госпошлины;

  • расходы на услуги представителей — адвокатов и других лиц, оказывающих юридическую помощь;

  • денежные суммы, которые придется выплатить экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, если они будут участвовать в процессе для оказания помощи суду;

  • иные расходы истца, понесенные в связи с рассмотрением дела в суде.

Поэтому если контрагент будет в курсе того, что ему помимо исковых требований необходимо будет еще и возместить судебные расходы, то это также может быть стимулом для должника исполнить свою обязанность добровольно. Ведь в этом случае ему не нужно будет возмещать судебные расходы, которые в зависимости от категории спора и размера взыскиваемой суммы могут быть весьма внушительными.

Обратиться к третьим лицам

В отдельных случаях стороны не желают обращаться за разрешением спора в суд, но и не могут достигнуть какой-либо договоренности путем переговоров. В этой ситуации есть возможность обратиться за помощью к третьему лицу, которое будет выполнять роль посредника.

Примирительные процедуры с участием посредника могут быть самые разные, например:


  • обращение к посреднику, который имеет авторитет и уважение в сфере деятельности спорящих сторон. Этот способ не так распространен в отечественной практике, но в определенных ситуациях может быть эффективным. Например, если возник спор между двумя контрагентами, у которых общая сфера деятельности, то спорящие стороны могут обратиться к третьей стороне, также специализирующейся в этой сфере, для разрешения возникшего между ними конфликта. Естественно, что спор также должен быть связан со сферой деятельности, в которой третья сторона пользуется непререкаемым авторитетом, в том числе и у спорящих сторон. В этом случае мнение третьей стороны о том, как должен быть разрешен спор, поможет прекратить конфликт без обращения в суд;

  • обращение к профессиональному посреднику, который специализируется на разрешении конфликтов между сторонами (медиатору). В отличие от предыдущего способа, в данном случае стороны обращаются к третьему лицу, которое не имеет никакого отношения к сфере деятельности спорящих сторон, но специализируется именно на разрешении конфликтных ситуаций. При этом спор разрешается путем использования особой процедуры медиации*. Есть ограничение: к медиатору можно обратиться лишь в случае возникновения споров из гражданских, трудовых или семейных правоотношений, не затрагивающих права и интересы третьих лиц;

  • обращение к эксперту или в экспертное учреждение с целью проведения независимой экспертизы. Этот способ можно использовать лишь в некоторых ситуациях, когда между сторонами возникают разногласия только по вопросу, который можно разрешить путем проведения экспертного исследования. Если помимо этого вопроса имеются разногласия и по иным вопросам, по которым проведение экспертизы невозможно, то эффективность данного способа значительно снижается.

Конкретную примирительную процедуру необходимо выбрать по соглашению всех спорящих сторон в зависимости от их финансовых, временных и других возможностей.

В настоящее время в арбитражных судах появились комнаты примирения. В частности, такие комнаты открыты в Арбитражном суде г. Москвы, в Арбитражном суде Свердловской области, а также в некоторых других арбитражных судах. В комнатах переговоров стороны и другие участвующие в деле лица могут получить консультацию по вопросам медиации, ее преимуществ, возможностей урегулирования конфликта мирным путем. В комнатах примирения может быть непосредственно проведена процедура медиации на безвозмездной основе. При определенных условиях не исключена возможность оказания платных услуг медиаторов по соглашению сторон, но уже за рамками суда. Кроме того, комната примирения открыта и в тех случаях, когда сторонам в ходе объявленного судом перерыва необходимо провести переговоры наедине, не прибегая к помощи посредника-медиатора. График работы комнат переговоров можно найти на соответствующих интернет-сайтах арбитражных судов.

Просить суд принять предварительные обеспечительные меры

Иногда возникают ситуации, когда требование кредитора правомерно, а должник намеренно отказывается это требование исполнять без соответствующего судебного акта. Причины для этого могут быть самыми различными — от простого желания потянуть время до стремления за время судебного разбирательства вывести все активы компании на баланс другой организации, прекратить вести деятельность через саму компанию-должника и оставить ее без средств для удовлетворения требований кредиторов.

Если разрешение возникшего спора отнесено к компетенции арбитражного суда, то кредитор до обращения в суд имеет право ходатайствовать о принятии предварительных обеспечительных мер. Особенность этих мер в том, что они защищают имущественные интересы заявителя еще до предъявления иска в суд.

Условия принятия арбитражным судом предварительных обеспечительных мер установлены в статье 99 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Путем принятия предварительных обеспечительных мер кредитор может защитить свои финансовые интересы, не обращаясь в суд с иском к должнику. В этом случае у недобросовестного должника может не остаться другого выхода, кроме как добровольно исполнить свои обязательства, не доводя ситуацию до судебного разбирательства.

См. также

04.02.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.