Оценка имущества при его отчуждении

77

Вопрос

В каких случаях организация (ОАО) должна проводить оценку имущества при его отчуждении? Организация банкротом не является!

Ответ

Случаи обязательного проведения оценки имущества перечислены в статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Также оценка проводится в случае передачи имущества в залог, получения имущества в качестве вклада в уставный капитал или оплаты акций. Подробно о случаях обязательной оценки имущества юридического лица и порядке ее проведения читайте в статье ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Статья: Что важно знать бухгалтеру об оценке имущества компании.

«В некоторых случаях закон обязывает привлечь оценщика. А иногда компаниям бывает выгодно провести оценку имущества по собственной инициативе. Мы рассмотрим с вами, какие документы надо оформить в этих случаях и как учесть расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

Когда оценка имущества обязательна

В законодательстве закреплены ситуации, в которых без оценки не обойтись. Самые распространенные из них посмотрите в таблице ниже*.

Когда оценка имущества за счет компании обязательна

Ситуация Основание
Компания собирается приватизировать, арендовать или купить объект, принадлежащий государству Статья 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ
Организация передает объект в залог в рамках кредитования Пункт 1 статьи 339 ГК РФ; пункт 3 статьи 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ
Компания получает имущество в качестве взноса в уставный капитал Пункт 3 статьи 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ; пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ
Предприятие банкротится Статьи 111, 129, 130, 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

Когда выгодно провести оценку имущества, даже если компания не обязана это делать

Провести оценку своего имущества компания может в любой момент и по собственной инициативе. Ведь иногда это выгодно. Допустим, руководство решило продать актив. В таких ситуациях, чтобы не прогадать с ценой, можно нанять оценщика, который назовет реальную стоимость.

Или, скажем, требуется оценить сумму ущерба от пожара. Страховая компания ведь может занизить убытки. Тогда и компенсация будет меньше реальных потерь. Поэтому надежнее попросить оценщика определить размер ущерба. И уже с этой суммой идти в страховую.

Как учесть расходы на услуги оценщика

Ту сумму, которую вы заплатили специалисту за оценку имущества, нужно учесть в расходах по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Затраты отразите по счету 26 «Общехозяйственные расходы"*:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

— отражена задолженность по услугам оценщика;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— перечислена оплата оценщику по договору.

Если специалиста вы привлекли, чтобы определить стоимость актива перед продажей, то в бухучете стоимость услуг отразите в составе прочих расходов, связанных с продажей основных средств. Не списывайте затраты со счета 26до того момента, пока не продадите имущество.

А в налоговом учете потраченные на оценку имущества деньги относите к прочим расходам. Право на это дает подпункт 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Р. Ф. При этом ориентируйтесь на день подписания акта оказанных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Правда, нужно учесть особенности каждой конкретной ситуации. Все зависит от того, по какой причине потребовалось оценить имущество. Допустим, сначала хотели продать оборудование, провели оценку. А потом руководство компании решило, что выгоднее оставить объект. Тогда расходы на услуги оценщика вы учтете в составе внереализационных.

Как обосновать затраты на оценку

Во-первых, ваш оценщик должен быть специалистом, который состоит в одной из саморегулируемых организаций оценщиков*. Чтобы убедиться в его статусе, можно обратиться в Росреестр. Там вам выдадут выписку из Государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Если оценщик состоит в этой компании, то претензии инспекторов в этой части исключены. Если имущество оценит специалист, который не является членом саморегулируемой организации, налоговики могут снять расходы.

Во-вторых, надо подтвердить, почему компания привлекает оценщика по собственной инициативе*. Необходимость этого можно обосновать выгодой от сделки. К примеру, чтобы не прогадать при продаже дорогостоящего актива или чтобы налоговики не посчитали стоимость заниженной. Ведь зачастую неопытному специалисту сложно оценить рыночную стоимость объекта с учетом всех его специфических характеристик.

В-третьих, обязательно подтверждать намерение совершить сделку с оцененным имуществом, если она не состоялась*. Допустим, компания собирается продать актив и наняла оценщика, чтобы тот определил его стоимость. Но в итоге руководство отказалось от продажи. И сделку отменили. Даже в этом случае компания может учесть расходы на услуги оценщика при расчете налога на прибыль. А чтобы показать инспекторам, что организация была намерена продать имущество, запаситесь документами. Оформите приказ руководителя. В нем напишите, что нужно рассмотреть вариант продажи имущества. Дальше можно создать комиссию, которая оценит все «за» и «против». Итоговым документом будет акт, в котором прописывают, что продавать имущество нецелесообразно и будет гораздо выгоднее эксплуатировать его дальше.

Какие документы подготовить

Задание на оценку

Еще до того, как вы заключите договор со специалистом, нужно составить задание на оценку.

Во-первых, этот документ нужен оценщику, чтобы понять, чего вы от него хотите. А во-вторых, налоговики смогут сопоставить задание с отчетом специалиста и убедиться, что деньги компания потратила на то, что действительно планировала*.

В задании подробно опишите имущество, которое нужно оценить, а также цели и сроки такой процедуры. Кроме того, определите вид стоимости имущества — рыночная, ликвидационная и т. д. К примеру, учредитель безвозмездно передал компании автомобиль. Учесть его нужно по рыночной стоимости. Рассчитать ее как раз поможет независимый оценщик. Или другая ситуация: компания находится в процедуре банкротства. Нужно определить ликвидационную стоимость предприятия — она будет однозначно ниже рыночной.

Но это еще не все обязательные сведения. В пункте 17 Федерального стандарта оценки № 1 (утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256) прописан перечень тех данных, которые следует отразить в задании на оценку. К ним относятся объект оценки и имущественные права на него, цель оценки и т. д. А в дальнейшем, когда вы окончательно определитесь с оценщиком, техническое задание пойдет как приложение к договору (см. образец ниже).

Важная деталь

Обязательно напишите в задании на оценку ее цель, например, продажа объекта. В дальнейшем это покажет налоговикам, что планируемая и фактическая цели совпали. Значит, компания потратилась на то, что действительно ей было необходимо.

Договор с оценщиком

В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ закрепленперечень сведений, которые должны быть в договоре с оценщиком. Это*:

— описание объекта оценки;

— вид стоимости имущества (способ оценки);

— размер денежного вознаграждения специалиста;

— сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;

— наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и местонахождение этой организации;

— указание на стандарты оценочной деятельности, которые будет использовать оценщик;

— размер, порядок и основания дополнительной ответственности оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Если вы заключили договор с саморегулируемой организацией, то проверьте также, чтобы в тексте соглашения были прописаны сведения о специалисте, который будет проводить оценку.

Кстати, наверняка у оценщика, к которому вы обратитесь, уже есть шаблон такого договора. Поэтому достаточно проверить, чтобы в нем были все нужные сведения.

Отчет оценщика и акт оказанных услуг

Итоговый документ по оценке имущества — это отчет специалиста. В нем оценщик укажет стоимость объекта*. Все параметры, которые должны быть в отчете, прописаны в статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ. Вот несколько важных моментов, которые надо проконтролировать. Когда получите документ, убедитесь, что в нем есть ссылка на основной договор. Проверьте дату отчета. И указана ли дата, на которую проведена оценка. Сам отчет должен быть прошит, а его листы пронумерованы. На документе помимо подписи оценщик поставит или свою личную печать или штамп компании, с которой у него заключен трудовой договор.

Кстати, отчет можно составить и в электронном виде. Но безопаснее, чтобы он был подписан квалифицированной электронной подписью. С неквалифицированной подписью налоговики могут признать отчет ненадлежащей первичкой (письмо Минфина России от 23 января 2013 г. № 03−03−06/1/24).

Если в отчете специалист подробно расписал результат оценки, то акт выполненных работ оформлять не нужно. Само собой, в отчете должны быть все обязательные реквизиты для первички. Также убедитесь, что в документе значатся реквизиты оценщика и стоимость его услуг.

Полезные советы от лектора вебинара

1Проверьте, чтобы были в наличии договор, задание на оценку и подробный отчет о проделанной работе. Только если все эти документы есть, налоговики разрешат учесть затраты.

2Расходы на услуги оценщика в налоговом учете в общем случае отнесите к прочим.

Дополнительно про оценку имущества

Статьи: «Про вклады учредителей в уставный капитал. И немного про основные средства» («Главбух» № 8, 2013); «Инспекторы обязаны приложить к акту проверки собранные доказательства» («Главбух» № 8, 2012).

Документ: пункт 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.».

03.02.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль