Неустойка за непоставку товара

553

Вопрос

Заключен договор поставки товара. Продавец товар в установленный срок не поставил (и не будет поставлять вообще). Покупатель товар не оплачивал, и договором предусмотрена оплата после поставки товара. Вопрос: может Покупатель подать иск об обязании Продавца поставить товар? Может Покупатель требовать уплаты неустойки за непоставку товара?

Ответ

Обязать Продавца поставить товар Вы можете только в пределах срока действия договора.

В связи с непоставкой Вы можете предъявить поставщику одно из этих требований:

  1. Восполнить непоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора поставки, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 511 ГК РФ)
  2. Возместить все необходимые и разумные расходы на приобретение товаров у других лиц (п. 1 ст. 520 ГК РФ)

Но одновременно с ним Вы можете начислить поставщику соответствующую неустойку, если она, конечно, установлена законом или договором (ст. 521 ГК РФ).

Для этого Вам нужно направить в адрес Поставщика претензию относительно непоставки, где изложить свои требования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Что нужно сделать покупателю, если поставщик допустил недопоставку товара

<…>
«Для сотрудников, которые отвечают за приемку товара от поставщиков, желательно разработать инструкцию (регламент) о приемке. Причем это касается как тех организаций, для которых торговая деятельность является основной, так и тех, которые работают в какой-либо иной области (ведь любая организация для собственных нужд приобретает канцелярские товары, технику и т. д.).

На основании такой инструкции сотрудники соответствующего отдела смогут обнаружить недопоставку или недостачу товара и зафиксировать факт недостачи, уведомить поставщика и самостоятельно решить, какое именно требование предъявить в связи с обнаруженным нарушением (потребовать поставить недостающий товар или потребовать вернуть предоплату и т. п.).

Чем отличается недопоставка товаров от недостачи, и какие правила применяются в этих случаях

Если внутри компании отсутствует инструкция (регламент) о приемке товара или если нет специализированного отдела, который занимается приемкой товара, информация о недопоставке (недостаче) должна сразу же попадать в юридический отдел. Именно он должен контролировать соблюдение всех условий договора, связанных с недопоставкой (недостачей). Если инструкция есть, то юридический отдел целесообразно привлекать в тех ситуациях, когда судебный процесс неизбежен.

Независимо от того, кто именно занимается приемкой товара (менеджер или юрист), алгоритм действий будет одинаковым.

Какие правила применяются при недостаче товара

В первую очередь нужно проверить, есть ли в соответствующем договоре поставки:

Если есть, то факт недостачи надо зафиксировать тем способом, который предусмотрен в этих актах или условиях. См., например, Порядок приемки товара по количеству согласно Инструкции № П-6. Действия покупателя иПорядок действий покупателя, если в ходе приемки товара будет обнаружена недостача (согласно Инструкции № П-6).

Если таких ссылок нет, будут применяться общие правила, предусмотренные Гражданским кодексом Р. Ф. При этом действия юриста (или иного сотрудника, отвечающего за приемку товара) будут зависеть от времени и способа передачи товара (доставка или выборка). Подробнее см. Что делать покупателю в случае недопоставки товара.

Как уведомить поставщика о недостаче

Если в ходе осмотра и проверки товара покупатель обнаружил недостачу, то он обязан незамедлительно (как только это окажется возможным) уведомить поставщика об этом (абз. 2 п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если этого не сделать, то суд может отказать покупателю в иске (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2010 г. по делу № А56−16247/2009).

Совет

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что покупатель обязан принять товар в срок, предусмотренный законом, договором или обычаем. Для того чтобы не ограничивать свою возможность по проверке товара по количеству (особенно при получении товара на складе поставщика), в договоре (если он еще не заключен) или в дополнительном соглашении к нему имеет смысл указать достаточно продолжительный срок, в течение которого покупатель вправе осуществлять приемку товара по количеству.

При выборке достаточно будет просто указать на недостачу и сразу зафиксировать ее в соответствующем акте за подписью обеих сторон.

Этим же правилом можно воспользоваться и при доставке, если приемка товара проводилась с участием представителя поставщика и тот согласен подписать соответствующий акт.

Однако если приемка товара происходит без участия представителя поставщика (в частности при доставке, если по договору на приемку товара отводится несколько дней) или если тот отказывается подписать акт, уведомление необходимо сделать письменно. Его нужно либо направить в адрес поставщика заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручить лично представителю поставщика, получив при этом его подпись на втором экземпляре уведомления. Это требуется, чтобы в случае обращения в суд у покупателя были доказательства того, что он выполнил установленное законом требование — незамедлительно сообщил о недостаче поставщику.

Уведомить поставщика нужно также и для того, чтобы тот имел возможность участвовать в составлении акта о расхождении фактически полученного количества товара с количеством, которое было заявлено в товарных накладных. В договоре также может быть предусмотрена обязанность покупателя по вызову представителя поставщика. Поэтому в уведомлении, кроме информации о недостаче, нужно указать разумный срок для приезда представителя контрагента, по истечении которого акт о расхождении покупатель составит в одностороннем порядке.

Внимание! Если покупатель планирует отказаться от переданного товара, то необходимо принять товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика.

Совет

Очень часто сам поставщик получает товар на свой склад в заводской упаковке. При этом пересчет товара внутри часто не производится — груз просто пересылается покупателю в упаковке изготовителя. В таком случае в договоре может быть предусмотрена обязанность покупателя сохранять тару, в которой был поставлен товар, до урегулирования разногласий. Это условие необходимо выполнить. Иначе поставщик может сослаться на невозможность рассмотрения претензии.

Совет

Сотрудник покупателя, отвечающий за приемку товара, должен своевременно уведомлять бухгалтерию о происходящих в связи с недостачей переговорах. Это нужно для того, чтобы специалисты из этого отдела понимали, какие документы готовить и как.

В случае когда недостача обнаруживается сразу и поставщик с ней согласен, стороны могут поменять накладные на эту поставку.

Если поставщик признает факт неполного выполнения условий договора, но не хочет менять накладные и счета-фактуры, то бухгалтерии нужно будет составлять акт по форме № ТОРГ-2.

При отрицательном исходе переговоров может быть принято решение о списании недопоставленных товаров за счет чистой прибыли (если по какой-то причине организация примет решение не обращаться с иском в суд).

Совет

При приемке товара поступивший груз может смешаться со складскими остатками. Чтобы предотвратить это, можно провести инвентаризацию склада.

Как зафиксировать факт недостачи

Чтобы зафиксировать факт недостачи, необходимо составить акт о расхождении фактически полученного количества товара с количеством, которое указано в товарных накладных. Его нужно составить вместе с уполномоченным представителем поставщика, чтобы в последующем получить возможность ссылаться на такой документ в суде.

Если представитель поставщика не явится в указанное в уведомлении время, то акт необходимо составить в одностороннем порядке.

Совет

Акт об установлении расхождения по количеству товара можно составить в произвольной форме, но лучше — по утвержденным Госкомстатом формам (№ ТОРГ-2 или № ТОРГ-3).

Во-первых, эта форма удобна: в ней указано, какие именно сведения нужно зафиксировать, а значит, уменьшается риск того, что представитель покупателя не укажет что-то важное.

Во-вторых, выявление недостачи станет причиной уточнения количества поставленных товаров. В таком случае понадобится составить корректировочный счет-фактуру (если товар уже принят к учету). Однако налоговые органы могут не принять такой счет-фактуру, если акт об установлении расхождения по количеству товара будет составлен не по утвержденной форме.

В акте необходимо указать следующее:

  • когда и как был вызван поставщик;
  • наименование грузоотправителя;
  • наименование производителя;
  • дату и номер договора;
  • дату и номер счета-фактуры;
  • дату и номер накладной;
  • способ доставки;
  • подробную информацию о недостаче: наименование недостающего товара, количество поставленных и недостающих товаров, их стоимость.

При доставке товара перевозчиком отметку о недостаче необходимо делать в присутствии представителя транспортной организации. Подробнее см. Проверка груза.

Совет

При доставке товара перевозчиком покупателю необходимо учитывать, что в зависимости от момента перехода права собственности, предъявлять претензию необходимо:

  • либо поставщику (если право собственности переходит в момент получения товара от перевозчика);
  • либо перевозчику (если право собственности переходит с момента передачи товара перевозчику).

Подробнее см. Как покупателю согласовать условие о переходе риска случайной гибели товара.

В случае предъявления претензии перевозчику необходимо руководствоваться договором перевозки и нормативными актами, регулирующими такой вид перевозки. При этом нужно будет обратить внимание на то, в каких случаях и на каких условиях транспортная компания будет возмещать убытки за недостачу товара (подробнее см. Как взыскать с перевозчика и (или) экспедитора возмещение ущерба в случае утраты, повреждения или недостачи груза).

Совет

Часто информация о недостаче поступает в юридический отдел уже на стадии, когда товар давно находится на складе, есть некая переписка и, возможно, даже ответы поставщика. В такой ситуации задача юристов — проверить, соответствуют ли все направленные и полученные документы и совершенные действия условиям договора.

Если разногласия по недостаче сторонам не удалось решить путем переговоров, юридическому отделу покупателя необходимо готовить исковое заявление и обращаться в суд.

Какие требования можно предъявить поставщику

Покупатель при недопоставке товаров вправе предъявить одно из следующих четырех требований*.

1. Потребовать от поставщика восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (периодах)

Есть важное ограничение: это требование покупатель сможет заявить только в пределах срока действия договора поставки, если иное не было предусмотрено в самом договоре (п. 1 ст. 511 ГК РФ). После истечения срока действия договора покупатель сможет только потребовать возврата суммы, которая была перечислена в качестве оплаты за товар (п. 3 ст. 487 ГК РФ), и возмещения убытков в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Р. Ф. Поставщик в свою очередь в такой ситуации уже не сможет допоставить товар вместо того, чтобы вернуть оплату по требованию покупателя.

Покупатель не сможет потребовать исполнения обязательства в натуре и тогда, когда товар у поставщика уже отсутствует (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2011 г. № Ф03−4238/2011 по делу № А24−289/2011). Кроме того, если по договору предусмотрена предварительная оплата, то покупатель сможет потребовать восполнения недопоставки только в той части, за которую внес предоплату (см., например, постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2011 г. № КА-А40/8689−11 по делу № А40−112192/10−134−885).

2. Отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре не предусмотрено иное(п. 3 ст. 511 ГК РФ), и потребовать возврата предварительной оплаты (п. 3 ст. 487 ГК РФ)

На сумму предварительной оплаты нужно также начислить проценты по правилам пункта 4 статьи 487 Гражданского кодекса РФ.

Чтобы отказаться от принятия товаров, нужно направить поставщику соответствующее уведомление. Это связано с тем, что он имеет не только обязанность, но и право восполнить недопоставленное количество товаров при следующей поставке, если она осуществляется партиями и иное не предусмотрено договором. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан будет принять и оплатить (п. 3 ст. 511 ГК РФ). Однако он не обязан направлять никаких уведомлений, если договор был заключен с условием его исполнения к строго определенному сроку и этот срок поставщик нарушил (п. 2 ст. 457 ГК РФ).

См. также В каких случаях покупатель может отказаться от принятия товара по договору поставки и Можно ли отказаться от принятия товара по договору поставки без отказа от его исполнения.

3. Отказаться от договора поставки и потребовать возмещения убытков, вызванного таким расторжением

Покупатель сможет воспользоваться этим правом только в случае, если срок поставки является существенным условием договора (т. е. если договор содержит условие поставки к строго определенному сроку) или если поставщик неоднократно допускал просрочки поставки товаров (п. 2 ст. 450 и п. 2 ст. 523 ГК РФ). При этом договор будет считаться расторгнутым с момента, когда покупатель уведомит поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора, или с того момента, который будет указан в таком уведомлении (п. 4 ст. 523 ГК РФ).

29.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль