Отсутствие лица по адресу указанному в договоре

3700

Вопрос

В договоре предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора. Претензия направлена контрагенту по адресу, указанному в договоре и была возвращена почтой, в связи с отсутствием лица по данному адресу. Для подачи искового заявления в суд была получена Выписка из ЕГРЮЛ из которой видно, что адрес Контрагента поменялся. В суде Контрагент заявил, что истец получил выписку из ЕГРЮЛ и должен был увидеть измененный адрес по которому обязан направить претензию, при этом уведомления о смене адреса Контрагентом не направлялись. Обязан ли истец в данном случае руководствоваться адресом Контрагента из Выписки ЕГРЮЛ или договором, в котором сторонами согласованы адреса и реквизиты?

Ответ

По нашему мнению, претензионный порядок может быть признан соблюденным, если претензия направлялась по адресу, указанному в договоре и контрагент не сообщал об изменении места нахождения. Однако судебная практика не имеет четкой позиции относительно вопроса, обязан ли истец руководствоваться адресом контрагента, указанным в выписке из ЕГРЮЛ или адресом, указанным в договоре, в котором сторонами согласованы адреса и реквизиты.

В некоторых случаях суды признают претензионный порядок соблюденным, если претензия отправлена на указанный в договоре адрес, хотя бы он впоследствии и изменился, тем более, если в договоре предусмотрена обязанность контрагента извещать об изменении реквизитов.

Аргументом в пользу правомерности таких действий истца могут служить доводы о том, что ответчик как изначальный контрагент сам указал в реквизитах договора свой адрес как почтовый или адрес, по которому фактически находится, и что он должен был действовать добросовестно и уведомить другую сторону договора об изменении своего местонахождения.

В других случаях суды признают претензионный порядок соблюденным лишь при подтверждении направления претензии по адресу указанному в ЕГРЮЛ со ссылкой на п 2 ст. 54 ГК РФ, которым установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Подробнее по данному вопросу читайте в рекомендации и судебной практике.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Обязательный претензионный порядок

«Порядок направления претензии и ответа на претензию

Претензию необходимо направить адресату способом, который позволит зафиксировать:

  • факт направления претензии;
  • факт получения претензии;
  • содержание претензии.

К способам, которые позволяют зафиксировать надлежащим образом данные факты, относятся направление претензии по почте и доставка претензии курьерской службой (курьером). Поэтому рекомендуется направлять контрагенту претензию только с помощью данных способов доставки. Иные способы (факс, электронная почта и др.) не позволяют достоверно подтвердить вышеуказанные обстоятельства, а потому суды к их использованию относятся скептически (кроме случаев, когда контрагент не оспаривает факт получения им претензии).

Если лицо желает воспользоваться услугами органа почтовой связи, то ему нужно отправить претензию по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае факт направления претензии будет подтвержден почтовой квитанцией об отправке письма. Факт получения — вернувшимся уведомлением о вручении письма адресату и информацией с интернет-сайта Почты России о движении заказного отправления. Чтобы получить эту информацию, нужно ввести на сайте Почты России код письма (14 знаков), указанный в квитанции об отправке. А содержание претензии можно подтвердить описью вложения в почтовый конверт с отметкой органа почтовой связи. При отправке претензии по почте фиксация факта направления претензии имеет первостепенное значение, поскольку в конечном итоге претензия может быть адресатом и не получена.

Если лицо желает воспользоваться услугами курьерской службы, то в данном случае факт направления претензии фиксировать не нужно, если будет зафиксирован факт вручения претензии ее получателю. Например, если претензия была вручена под расписку уполномоченному представителю адресата, то копия претензии с отметкой представителя контрагента будет достаточным доказательством факта доставки претензии и ее содержания.

На практике в ряде случаев контрагенты ссылаются на то, что претензия на самом деле была получена ненадлежащим лицом, даже в том случае, если это произошло в офисе адресата. Это связано с тем, что сотрудники курьерской службы никогда не проверяют полномочия лица, которое получает претензию или любое другое направление. Чтобы обезопасить себя от такого рода ситуаций, рекомендуется просить представителя получателя ставить печать на копию претензии, которая передается направителю. Кроме того, всегда можно сослаться на то, что полномочия лица на получение претензии явствовали из обстановки (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Контрагент ссылается в суде, что претензия была получена лицом, которое не имело соответствующих полномочий на получение корреспонденции. Как возражать на этот довод контрагента

По общему правилу, претензию нужно направлять по адресу места нахождения организации (места жительства физического лица). Адрес места нахождения организации указан в ЕГРЮЛ, адрес места жительства индивидуального предпринимателя — в ЕГРИП.

Однако если в договоре указан иной адрес для уведомления контрагента, то претензию обязательно нужно направлять по данному адресу. В таком случае целесообразно одновременно направить претензию и по адресу места нахождения (места жительства) получателя. Это позволит в дальнейшем минимизировать риск неполучения претензии контрагентом.

Организация указала в договоре адрес для почтовых уведомлений, отличный от своего юридического адреса. Несмотря на это, контрагент направил претензию организации по юридическому адресу. Будет ли в таком случае обязательный претензионный порядок считаться соблюденным

В законе нет четкого ответа на этот вопрос.

С одной стороны, в пункте 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ указано, что юридическое лицо несет риск неполучения корреспонденции по своему юридическому адресу, и эта норма сформулирована императивно.

С другой стороны, стороны обязаны друг друга уведомлять по адресу, который указан в договоре. Это своего рода обычай делового оборота. Иначе указывать адреса в договоре не было бы никакого смысла*. Кроме того, если организация специально указывает в договоре иной адрес, по которому ей удобно принимать юридически значимые сообщения, то игнорирование контрагентом данного условия суд может расценить как недобросовестное поведение, связанное со злоупотреблением стороной своими правами.

Поэтому в тех случаях, когда сторона указывает в договоре иной адрес, отличный от своего юридического, рекомендуется направлять стороне претензию именно по данному адресу. Либо одновременно: по юридическому адресу и по адресу, который указан в договоре. Это позволит избежать упреков в недобросовестном поведении и отказа в судебной защите по данному основанию (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

С 1 сентября 2013 года в Гражданский кодекс РФ введена общая норма, которая касается юридически значимых сообщений. Все юридически значимые сообщения (заявления, уведомления, извещения, требования и т. д.), которые влекут гражданско-правовые последствия для другого лица, наступают с момента доставки соответствующего сообщения ему или представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ). Правила этой статьи применяются только в том случае, если другое не предусмотрено законом, условиями сделки либо не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Что делать, если юридический адрес организации поменялся, а отправителю претензии об этом неизвестно

В договоре стороны, как правило, указывают свои реквизиты, в том числе юридический адрес. Однако в отдельных случаях во время действия договора юридический адрес контрагента может измениться и об этом другая сторона может быть не уведомлена. Следовательно, в случае отправки претензии по старому адресу имеется риск, что суд посчитает досудебный порядок не соблюденным.

Предотвратить такие ситуации можно двумя способами:
1) проверять актуальную информацию о местонахождении контрагента посредством получения выписки из ЕГРЮЛ либо иного документа, содержащего указанные сведения;
2) прописать в договоре пункт следующего содержания: «Стороны обязуются уведомлять друг друга в письменном виде об изменении своих реквизитов (наименование, юридический адрес, изменение организационно-правовой формы, банковские реквизиты и т. д.) в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента произведения таких изменений. В случае нарушения данной обязанности одной из Сторон, другая Сторона, исполнившая лежащую на ней обязанность по известным ей реквизитам, считается добросовестно исполнившей свою обязанность*".

Правила направления ответов на претензии аналогичны правилам отправки претензий. Ответ на претензию, согласно сложившейся практике, направляется тем же способом, каким претензия была доставлена получателю».

2.Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2010 № А35−12304/2009

3.Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2014 № Ф09−1102/14 № А76−7294/2013

4.Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2014 № А10−3830/2013

5.Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2010 № А43−995/2010

6. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 № А43−5028/2014

30.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль