Эксплуатация путей необщего пользования

840

Вопрос

В собственности завода находится ж/д путь не общего пользования, примыкающий непосредственно к пути общего пользования. Примерно в середине, к пути примыкает участок земли Контрагента, который желает выгружать на него грузы непосредственно с наших путей. Грузопоток планируется значительный. Какой договор необходимо заключить с контрагентом?

Ответ

Правила эксплуатации путей необщего пользования регулируются Приказом МПС РОССИИ от 18.06.2003 № 26 и главой IV Устава железнодорожного транспорта РФ.

Правовая позиция, обязательная для применения арбитражными судами РФ по вопросу использования ж/д путей необщего пользования выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09.

В соответствии со статьей 60 Устава Железнодорожного транспорта РФ, отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Согласно статье 64 Устава между названными лицами могут заключаться договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов.

Данные правила Устава не запрещают заключения соответствующих договоров между владельцами железнодорожных путей необщего пользования, не примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 , заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Таким образом, правовые основания пользования ж/д путями между контрагентами должны регулироваться договором. При этом, законодательство не содержит запрета на заключение трехстороннего договора между контрагентом и владельцами путей общего и необщего пользования.

Относительно установления платы, то действующие нормы не содержат запрета на произвольное установление сторонами стоимости пользования (аренды) железнодорожными путями и не ограничивают владельцев железнодорожных путей необщего пользования в заключении договоров аренды на пользование такими железнодорожными путями. При этом, как отметил суд в Постановлении ФАС ЦО от 28.03.2013А62−1737/2012, цена договоров заключенных владельцами железнодорожных путей необщего пользования не подлежит обязательному тарифному регулированию независимо от вида договора заключенного владельцами (аренда, эксплуатация железнодорожных путей).

При этом стоит отметить, что установление тарифов обязательно для субъектов естественных монополий и Приказом ФСТ России от 19.08.2011 № 506-Т утвержден порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Постановление ФАС ЦО от 28.03.2013А62−1737/2012

«Кроме того, при рассмотрении встречного иска судом обоснованно отклонены доводы ГУП „ЛПЗ“ о несоответствии спорного договора требованиям Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ „Устав железнодорожного транспорта“и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, поскольку положения „Устава железнодорожного транспорта“ не содержат запрета на произвольное установление сторонами стоимости пользования (аренды) железнодорожными путями и не ограничивают владельцев железнодорожных путей необщего пользования в заключении договоров аренды на пользование такими железнодорожными путями.*

При этом суд также отметил, что в силу ст. 421 и ст. 424 ГК РФ цена договоров заключенных владельцами железнодорожных путей необщего пользования не подлежит обязательному тарифному регулированию независимо от вида договора заключенного владельцами (аренда, эксплуатация железнодорожных путей)».



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.