О оформлении платежного поручения

91

Вопрос

Организация допустила ошибку при оформлении платежного поручения, вместо указания договора займа (договор займа есть, подписанный с двух сторон), написала договор поставки. Для исправления ошибки организация предоставила контрагенту (получателю денежных средств) письмо, составленное в произвольной форме, в котором описала содержание ошибки (изменила назначение платежного поручения). ИФНС не приняла во внимание данное письмо и заявителю (получателю денежных средств) начислила НДС как с аванса, полученного по данной операции, и как следствие привлекла его к налоговой ответственности. Обоснованы ли действия налогового органа в данном случае, можно ли их оспорить, есть ли положительная арбитражная практика.

Ответ

Да, Вы вправе оспорить решение налогового органа сначала в вышестоящую инспекцию, а потом в суд.

Судебной практики по Вашей ситуации, к сожалению, не выявлено. Вам необходимо собрать доказательства, которые бы однозначно свидетельствовали о том, что это заем и убедить инспекцию в том, что Вы действовали добросовестно. В отсутствии таких доказательств действия налогового органа будут признаны правомерными.

Сначала необходимо обжаловать решение налогового органа в УФНС. Только потом в суд. Ответчиком будет ИФНС (а не УФНС), соответственно, копию заявления направляете в ИФНС. Требовать в заявлении нужно о признании незаконным решения ИФНС. Также можно указать на смягчающие обстоятельства и просить суд снизить размер штрафа.

С 1 января 2014 года все акты и действия (бездействия) налоговиков надо сначала обжаловать в УФНС и лишь потом — в суд (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК). Обжаловать решение налогового органа можно путем подачи апелляционной жалобы в УФНС или обычной жалобы УФНС.

Порядок оформления любой жалобы закреплен в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, как оформить жалобу в вышестоящий налоговый орган и какие реквизиты являются обязательными.

В жалобе дополнительно можно указать контактный телефон и адрес электронной почты организации, а также ИНН и КПП. Также можно указать вид проверки — камеральная или выездная. В содержательной части жалобы можно указать конкретные суммы недоимки, пеней и штрафов, которые организация оспаривает. И привести аргументы, которые подтверждают, что эти доначисления неправомерны.

К жалобе можно приложить первичные документы, которые подтверждают доводы организации. Сделать это позволяет пункт 4 статьи 140 НК Р. Ф. Но при условии, что в жалобе организация пояснит, почему не представила эти документы в ходе проверки.

Если по результатам досудебного обжалования организация не согласна с решением вышестоящего налогового органа, то она может обжаловать его в судебном порядке (п. 1 и п. 2 ст. 138 НК РФ).

Заявление нужно подать в суд в течении трех месяцев со дня, когда вы получили решение по поданной жалобе или со дня истечения месячного срока для принятия решения по жалобе, если вышестоящий налоговый орган не принял решение в указанный срок (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК).

При составлении заявления в суд надо опираться на общие нормы главы 13 Арбитражного процессуального Кодекса Р. Ф. с учетом особенностей, установленных нормами главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса Р. Ф..

Подробно об общих правилах составления и подачи заявления в суд см. Как правильно составить исковое заявление, подаваемое в арбитражный суд, и какие документы к нему приложить.

Помимо общих требований, предъявляемых к заявлению статьей 125 и статьей 126 Арбитражного процессуально Кодекса Р. Ф., заявление о признании решения по результатам проверки недействительным должно содержать:

1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В содержательной части заявления следует привести аргументы в свою пользу, факты и обстоятельства дела, сослаться на первичные и другие документы.

Если в ходе проверки имело место выявление нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, то это тоже следует отразить в заявлении. В силу абзаца 2 пункта 14 статьи 101 НК РФ существенными являются следующие условия:


  • право участвовать в рассмотрении материалов проверки;

  • право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки.

  • На практике нарушение условий может выразиться в неизвещении организации о рассмотрении материалов проверки, лишении возможности представить возражения на акт проверки.

  •  

При необходимости в заявлении нужно указать на наличие смягчающих обстоятельств (ст. 112 и ст. 114 НК РФ), обстоятельств, исключающих привлечение ответственности (ст. 109 НК РФ), обстоятельств, исключающих вину организации в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ).

К заявлению следует приложить документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у этих лиц отсутствуют.

Помимо документов, перечисленных в статье 126 АПК РФ, к заявлению обязательно прикладывается текст оспариваемого решения (п. 2 ст. 199 АПК РФ), а также копия решения вышестоящего налогового органа жалобе организации как доказательство соблюдения досудебного порядка обжалования (п. 7 ст. 126 АПК РФ).

В заявлении можно сослаться на судебную практику, подкрепляющую позицию организации, и разъяснения контролирующих ведомств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

«Действия или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении или в арбитражном суде. Причем в судебном порядке действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать только после их обжалования в региональном УФНС России*.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении, так и в арбитражном суде. При этом сначала организация должна обратиться с жалобой именно в региональное УФНС России. И только если требования организации после подачи жалобы не будут удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно будет обжаловать в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ). Например, так придется поступить, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03−02−07/1−350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушениисвоих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:


  • оставить жалобу без удовлетворения;

  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;

  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если по результатам рассмотрения жалобы в УФНС России требования организации не были удовлетворены, действия (бездействие) налоговой инспекции можно обжаловать в судебном порядке. Для этого подайте исковое заявление в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473−07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:


  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;

  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.


  •  

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Р. Ф. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу».

23.01.2015



Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.