Система двойной оплаты труда в выходные и праздничные дни для артистов

252

Вопрос

При соблюдении, каких условий театр вправе привлекать артистов к работе в выходные и праздничные дни? Будет ли, правомерным и имеются ли риски, если внести в коллективный договор условие о привлечении артистов в выходные и праздничные дни без их письменного согласия и неоплатой отработанного выходного или праздничного дня в двойном размере, при этом руководствуясь ст.ст.113 и 153 Трудового кодекса РФ? Или же все-таки необходимо оплачивать в двойном размере праздничный день и получать письменное согласие артиста?

Ответ

Работодатель в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре вправе установить положения, обязывающие работника выходить на работу в выходные и нерабочие праздничные дни без их письменного согласия, система двойной оплаты труда в выходные и праздничные дни для работников творческих профессий (кинематографии, театра, цирка и некоторых других, предусмотренных законодательством) может и не применяться. Для этих категорий начисление заработной платы осуществляется в соответствии с трудовыми и коллективными договорами с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-правовых отношений.

Согласно ст. 351 ТК РФ особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Р. Ф. от 28.04.2007252 предусматривает 189 профессий и должностей творческих работников, на которые распространяются положения ТК РФ, регламентирующие особое правовое положение указанной категории работников.

В отношении отдельных категорий работников порядок привлечения к работе в нерабочие праздничные дни может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. К таким категориям ч. 4 ст. 113 ТК РФ относит творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007252.

Система двойной оплаты труда в выходные и праздничные дни для работников творческих профессий (кинематографии, театра, цирка и некоторых других, предусмотренных законодательством) может и не применяться. Для этих категорий начисление заработной платы осуществляется в соответствии с трудовыми и коллективными договорами с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-правовых отношениям.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».


Регулирование труда творческих работников

«С 01.01.2008 вступили в силу изменения, внесенные в Основы законодательства Российской Федерации о культуре1 (далее — Основы законодательства о культуре) Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.

В ст. 27 Основ законодательства о культуре декларируется признание исключительной роли творческого работника в культурной деятельности, его социальных прав: „Российская Федерация обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности“.

Согласно ст. 252 ТК РФ основания и порядок установления особенностей регулирования труда в связи с его характером и условиями, психофизиологическими особенностями организма работника, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков устанавливаются перечисленными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 Кодекса, — трудовым договором.

При этом особенности регулирования труда, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ.

Основаниями различий в правовом регулировании труда творческих работников является творческий характер труда и определенные объективные обстоятельства, например место и условия работы.

Согласно ст. 3 Основ законодательства о культуре творческим работником является физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников, к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания (Россия присоединилась к указанным международным правовым актам в 1994 г.)2.

Однако статьи ТК РФ, затрагивающие особенности регулирования труда творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, ограничивают круг указанной категории лиц условием об их включении в перечни работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемые Правительством Р. Ф..

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Р. Ф. от 28.04.2007 № 252 предусматривает 189 профессий и должностей творческих работников, на которые распространяются положения ТК РФ, регламентирующие особое правовое положение указанной категории работников.

Положениями Кодекса предусмотрены следующие особенности регулирования труда указанных категорий творческих работников:


  • разрешение заключать срочный трудовой договор (ст. 59);

  • продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 94);

  • порядок работы в ночное время (ст. 96);

  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113);*

  • оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);

  • оплата времени простоя (ст. 157 ТК РФ);

  • изъятие из общего запрета направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (ст. 268);

  • возраст, с которого допускается заключение трудового договора с работником организаций кинематографии, театра, театральных и концертных организаций, цирков (ст. 63 ТК РФ).

Особенности правового регулирования могут быть установлены также другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, посвященными деятельности конкретных категорий творческих работников.

Таким образом, регулирование труда творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, осуществляется на основании норм общего трудового законодательства с обязательным учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, посвященными деятельности СМИ, кинематографии, театральной деятельности и т. д.

Срочный трудовой договор

Ст. 59 ТК РФ позволяет по соглашению сторон заключать срочный трудовой договор с творческими работниками и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Таким образом, работодатель освобождается от обязанности учитывать характер предстоящей работы и условия ее выполнения. Договор может быть также заключен и на неопределенный срок.

Рабочее время

Рабочее время является существенным условием, от которого напрямую зависят эффективность рабочей деятельности, охрана здоровья работников, предоставление им времени для отдыха, повышения культурного и образовательного уровня.

Нормальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Однако для творческих работников, в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством Р. Ф., продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором (ч. 3 ст. 94 ТК РФ). Таким образом, законодатель предусмотрел возможность установления ненормированного рабочего дня для этой категории работников.

В таком же порядке могут быть определены условия работы в ночное время.

Для творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, установлено изъятие из общего запрета работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Таким образом, работодатель в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре вправе установить положения, обязывающие работника выходить на работу в выходные и нерабочие праздничные дни без их письменного согласия.*

Оплата труда

Как правило, труд творческих работников оплачивается на основе установленных тарифных ставок (окладов). Специальные нормативные правовые акты устанавливают особенности оплаты труда, в их числе Постановление Минтруда России от 03.02.93 № 15„Об утверждении размеров оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов“, Постановление Минтруда России от 27.09.94 № 63 „О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати“.

В соответствии с п. 2 Постановления Минтруда России № 15 руководителям ведущих театров и творческих коллективов предоставлено право на договорных, индивидуальных условиях по согласованию с Минкультуры России устанавливать должностные оклады выдающимся деятелям искусства, внесшим большой вклад в развитие российской культуры, без ограничения максимальными размерами.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. При этом сделано исключение в отношении творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Если они в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Разъездной характер работы

Работникам творческих профессий часто приходится исполнять свои трудовые обязанности, выезжая за пределы своей организации. Оформление командировок на практике является трудоемким процессом и в этих случаях нецелесообразным.

Представляется правильным указывать в трудовом договоре разъездной характер работы работников этих категорий. Но стоит помнить, что у работодателя возникает обязательство возместить связанные с поездками расходы:


  • по проезду;

  • по найму жилого помещения;

  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

  • иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов, а также перечень профессий и должностей этих работников необходимо отразить в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или в трудовом договоре.

Особенности регулирования труда несовершеннолетних творческих работников также необходимо учитывать при заключении с ними трудовых договоров.

В ст. 27 Основ законодательства о культуре провозглашается реализация государством положений Декларации прав ребенка3, учитывающих специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

По общему правилу допускается заключение трудового договора с лицами, достигшими возраста 16 лет, а в отдельных случаях — 14 лет. Как исключение из общего правила трудоустройство несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет предусмотрено только в организациях, указанных в ч. 4 данной статьи, а именно: в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках.

При этом заключение трудового договора с лицом, не достигшим возраста 14 лет, допускается при одновременном выполнении следующих условий:


  • трудовой договор заключается для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию;

  • наличие согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства;

  • в разрешении органа опеки и попечительства указана максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (и другие условия, в которых может выполняться работа);

  • работа не причиняет ущерб их здоровью и нравственному развитию.

Кроме указанных условий, необходимо соблюдение предусмотренных трудовым законодательством иных обязательных условий трудоустройства несовершеннолетних работников (прохождение обязательного медицинского осмотра, запрет на установление испытательного срока, запрет привлекать к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, к работам, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию и др.).

Трудовой договор с несовершеннолетним творческим работником рекомендуется заключать на определенный срок, поскольку расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицом, не достигшим возраста 18 лет, допускается только с согласия Государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Правовое регулирование труда несовершеннолетних творческих работников СМИ, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков в изъятие из общих правил имеет особенности в части условий о направлении их в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; установления сокращенной продолжительности рабочего времени.

Особое внимание при рассмотрении особенностей правового регулирования труда творческих работников и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, следует уделить вопросам авторского права.

В законодательстве и практике используется понятие служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ к ним относятся произведения, созданные в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение). Произведение будет считаться служебным только при наличии в трудовом договоре положения, согласно которому работник должен выполнять подобные задания, либо описания соответствующих служебных обязанностей в должностной инструкции. Таким образом, основной признак служебного произведения — создание его в пределах (в рамках) служебных обязанностей.

Законодатель устанавливает, что при создании служебных произведений исключительное право на него принадлежит работодателю. В отношении принадлежности имущественных прав ГК РФ позволяет сторонам трудовых отношений решить этот вопрос иначе.

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Передача исключительных прав тесно связана с вопросом о выплате вознаграждения автору. Законодатель устанавливает обязанность работодателя выплатить автору вознаграждение за служебное произведение, если работодатель осуществит какие-либо действия в отношении этого служебного произведения, а именно: если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет его использование или передаст исключительное право другому лицу. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником; возникший спор может быть рассмотрен в судебном порядке.

В случае когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, соответствующих заданию, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также способом, обусловленным целью задания, но за пределами задания работодателя, не ограничивается4.

Работодатель имеет право при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

ГК РФ не содержит указаний, относящихся к срокам заключения договора, предусматривающего авторское вознаграждение, и к соотношению вознаграждения автора с его заработной платой. Поэтому такой договор стороны могут заключить как до так и после создания служебного произведения. Кроме того, целесообразно указать в трудовом договоре, что вознаграждение автору за служебные произведения включено в его заработную плату.

Также возможно установление премии в виде фиксированной ставки или процента, например, от суммы дохода от использования произведения. Следует учитывать, что когда в отношении использования произведений действуют установленные Правительством Р. Ф. минимальные ставки, размер авторского вознаграждения за использование служебного произведения не может быть ниже этих ставок.

При исчислении среднего заработка творческих работников, в оплату труда которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осуществляется по ставкам авторского вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское вознаграждение учитывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.

Авторское вознаграждение также подлежит учету в составе фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам5.

Регулирование труда творческих работников театра

21.01.2015

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>
Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Академия юриста компании

      Академия

      Смотрите полезные юридические видеолекции

      Смотреть

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2017

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль